Огласительное слово о суде Божием, о наступивших временах и о новом имени Христа Владыки

 


 

Вступление.

  Уверенность моя в Боге моём, Которого знаю через Слово Его и люблю всем сердцем и разумением своим настолько, насколько Он дал мне сил на то;
  Как, если бы кто изложив на бумаге все свои мнения и отношения к тому или иному: поступки ли в различных ситуациях, дела ли, как и прочее отобразив на бумаге чернилами слово своё,-

  И, находясь за пределами досягаемости моих глаз и ушей, прислал бы мне слово своё, обращаясь к которому я мог бы как бы беседовать с ним, узнавая его мнение и отношение к чему бы то ни было, познавая его.

  И это слово его и был бы он настолько, насколько вообще бумага и чернила способно отобразить это слово, в действительности, звучащие одновременно и нераздельно, многозначительно, а последовательно излагаемое лишь на бумаге; поскольку любить и принимать одно, а ненавидеть и отвергать другое, хотя и пишется последовательно одно с другим, но существуют одновременно в одной плоти, в одном слове.

  Так и Единый Бог, Творец и Причина всего, «Который обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6,16; Иоан.1,18), - по свидетельству богомудрых, ибо Он «сделал мрак покровом своим» (Пс.17,12), -

  Является ради нас Словом Своим, именуемым, знающими божественное, Сыном, чтобы мы могли освещаться познанием Его.

  Поскольку единственная величайшая честь, воздаваемая Богу человеками, есть знание Бога и уподобление Ему, настолько, насколько это по силам каждому. (Ос.6,6; Еф.5,1)

  Как и говорит нам о том Писание, говоря через Апостола, что:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас…» (Деян.17,24-27)

  И посему говорит Сын: «видящий Меня, видит Пославшего Меня» (Иоан.12,45) и: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Иоан.14,6,7)

  Итак, как говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоан. 1,1) и: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Иоан.1,14; Лук.1,2)

  С этих слов, вот я, Евгений, смиренный и грешный, недостойный раб и наименьший ученик Христов, со всеми находящимися со мною братьями, по общей вере и избранию, -

  Рассудили единодушно написать, что говорится, «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мат.24,14) огласительное слово, в котором, насколько Бог нам открыл, постарались изложить три важнейшие темы, извлекаемые из Писания и выдающиеся из ряда других тем своей, так сказать «чрезвычайностью откровений» (2Кор.12,7)

Дабы послужить всем «с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, - как говорит Апостол, - что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.»,

И, далее, как бы господам, которым служат, давая наставления, говорит: «поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6,7-9), «но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.» (Деян.10,35)

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1.19) дабы получилась в данном случае обоюдная общая польза, которая в отношении к пишущему сводится к тому, что он через удержание в памяти получает возможность правильно излагать подлежащее обсуждению, а в отношении к читающему – сводится к тому, что он обращает свой ум к восприятию излагаемого.

  Итак, когда тем и другим подлежит общий труд: для пишущего – безошибочно изложить, а для читающего внимательно прочесть и согласиться с тем, что пишется, -

Начнём теперь повествование: ибо неразумно, как говорит и Слово Божие, - «увеличивать предисловие к истории, а саму историю сокращать» (2Макк.2,33)

 

Глава 1

О суде Божием.

  Не от своего собственного измышления и отнюдь не покушаясь делать нововведения, но «соображая духовное с духовным» (1Кор.2,13), и сопоставляя с тем, что, как говорится, - «было уже в веках, бывших прежде нас» (Екк.1,10), - мы говорим вместе с Апостолом о том, что «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.» (Деян.17,30-31)

А «воскресив» что означает? как не то, что Он и умерщвлён будет прежде, «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, - и далее, - во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.» (Евр.9,28)

  И это, как говорится: «это можно усмотреть чрез тщательное наблюдение бывшего.» (Прем.19,17).

  Поскольку, как известно: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк.1,9) и: «Бог воззовёт прошедшее» (Екк.3,15).

  А было то, что Христос открылся в имени Иисус, которое никто не знал тогда, и, как пророчествует пророк Исаия: «без вида и величия», и: «был презрен и умалён пред людьми»  (Ис.53,2-3), «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2,9); и «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом», «и что наконец Его убили, повесивши на древе» (Деян.10,38-39), - подвергнув самому крайнему проклятию, которое полагается в законе Божием (Втор.21,23; Гал.3,13), «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.» (Деян.2,24)

  Итак, «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, - вот только, - не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога», - как говорит Писание. (Деян.10,40-41)

  В день же, когда Бог будет судить мир, как выше было уже сказано нами, Он воскресит Его во «удостоверения всем» (Деян.17,31).

  Так, пришествие Господа, как тогда, так и в день суда, «когда, по благовествованию моему, - говорит Апостол, - Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,16), - предстаёт пред нами двоякого рода, как написано: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе».     (1Кор.15,42-43)

  Так что «верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2,11-12), сказав: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мат.7,23)

  Хотя бы мы и от Его имени пророчествовали, и Его именем бесов изгоняли, и многие чудеса творили.

  Поскольку, когда Он пришёл, как никому не известный Праведник с новым именем, «которое никто не знает» (Отк.2,17;3,12) «и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» и «был презрен и умалён пред людьми», - как предрекал пророк Исаия (Ис.53,2-3);

  Мы бы, как тогда и те, кто повинен был в Его первой смерти, - «от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (Деян.3,14)

  Итак, - «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы», - говорит Писание. (Иоан.3,19)

  «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву», - не с тем, чтобы понести «грехи всех нас» (Ис.53,6), как «видим» то исполненным (Евр.2,9),

  Но: - «чтобы подъять грехи многих», - сделавшись, как говорит пророк, ходатаем за преступников (Ис.53,12), - «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.»  (Евр.9,27-28)

  «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо, алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Мат.25,34-36)

  Уместно сейчас будет вспомнить слова Апостола Петра, которые он сказал на кануне своей гибели Клименту Римскому, упомянутому в послании Филиппийцам (Фил.4,3):

  «Но рассмотри справедливо со мною и это: когда ты нуждаешься в помощи Христа? теперь, когда лукавый начинает войну против Его невесты, или потом, когда родившись, воцарится победа, не нуждаясь более ни в чьей поддержке? Неужто даже малоразумному мужу не ясно, что теперь? Посему всеми силами души в нынешнее время нужды поспеши принести работу Благому Царю, Которому обычно воздавать великие награды после победы.»                          (Посл. Клим. Иак. IV)

  И, как бы продолжая эту мысль, говорит в своём послании: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.» (1Пет.4,13-14)

  О том же увещевает и другой Апостол, говоря: «и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.»    (Фил.1,28-30)

  Подвигом, на который Господь наш, по словам пророка: «будет смотреть с довольством» (Ис.53,11)

  «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1,6-9)

«Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.» (Рим.2,6-8)

  Как тому городу, смотря на который, скорбел Господь и плакал о нём, говоря: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.» (Лук.19,42-44)

Глава 2

О наступивших временах.

  Итак, довольно сказав о Суде Божием, - как он будет протекать и посредством чего, - оставим на время тему о суде и последуем далее, чтобы узнать время посещения Господа, как было сказано Им некогда вопрошавшему к Нему пророку:

«Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда.» (3Ездр.9,13)

   То есть «на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.» (1Пет.1,11)

  Так, согласно Писанию, Бог воскресил Христа ни в какой другой день, но сказано: «Сего Бог воскресил в третий день» (Деян.10,40; Лук.18,33;24,46) тем самым ясно показав нам, что говорится, «достигшим последних веков» (1Кор.10,11), на время воскресением Сына Своего, а именно «в третий день».

  И далее, поясняя через Апостола: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет» (2Пет.3,8)

  Как и в другом месте говорит: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89,5)

  Сказал он это, видя Духом Святым, что Адам не пережил тот день, в который вкусив, преступил заповедь:

«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2,17), -

«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.» (Быт.5,5)

Итак, Адам не пережил тысячу лет, но умер в её пределах, исполняя приговор за преступление.

  Об этом же свидетельствуют и древние, первые христиане:

  Апостол Варнава, призванный Богом вместе с Павлом (Деян.13,2), - «левит, родом Кипрянин» (Деян.4,36), - в своём послании, дошедшем до нас, так говорит:

«Замечайте, дети, что значит: «покончил в шесть дней». Это значит, что Господь покончил всё в шесть тысяч лет; ибо у Него день равняется тысячу лет.» (Варн.15,5-7)

  Иустин Мученик, в небезызвестном послании Марку Помпею, именуемом как «разговор с Трифоном иудеем», так говорит в 81-й главе:

«Из того, что сказано в этих словах «как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их», мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо когда было сказано Адаму: «в какой день он вкусит от древа, в тот умрет» (Быт.2:17), то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: «день Господа как тысяча лет» (Пс.89,5; 2Пет.3,8).»

  И Ириней Лионский, составивший большой труд против ересей, описав их виды и разоблачения безумного их мнения, также упоминает о том в 5-м томе, говоря: «смерть Адама полагают в тысячный год; ибо так как «день Господний как тысяча лет» (2 Петр.3:8), то он не переступил за тысячу лет, но умер в ее пределах, исполняя приговор за преступление.» (Ир.Лион. IV,23,2)

  А в своём труде «О тираническом царстве антихриста», он также повествует: «Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: «и совершилось небо и земля, все украшение их. И совершил Бог в шестый день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмый почил от всех дел Своих, которые создал» (Быт.2,1-2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень как тысяча лет, и как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год.»

  Думаю, стоит упомянуть и Мефодия Олимпийского, жившего после сих славных мужей, который в книге «Пир десяти дев», так говорит: «Ибо как в шесть дней Бог создал небо и землю, и совершил весь мир; а в седьмый день почил от дел своих, которые творил, и благословил день седьмый и освятил его (Быт.2,1-2), и как преобразовательно в седьмый месяц, когда уже собраны земные плоды, нам повелено праздновать Господу, так когда этот мир достигнет до седьмого тысячелетия, тогда Бог, по истине совершив вселенную «возвеселится» о нас (Пс.103,31).» - говорит этот славный и святой муж.

(Меф.Олимп. Пир реч IX, гл.1)

  Итак, хотя согласно с Писанием: «при устах двух или трёх свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор.13,1; Втор.19,15), а мы привели и более свидетелей во свидетельство о том, что у Господа один день, как тысяча лет, и не останавливаясь на этом, давайте выслушаем и то, что говорит Моисей, «как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр.3,5)

  Так, как и Господь сказал о нём: «потому что он писал о Мне» (Иоан.5,46)

  Посему, давая закон и зная время, он говорит парообразно: «пусть окропит чистый нечистого в третий и седьмой день, и очистит его в седьмой день» (Втор.19,19), а перед сим: «он должен очистить себя сею водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист» (Числ.19,12)

  И в книге «Исход» так «сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай». (Исх.19,10-11)

  Как и случилось: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.» (Исх.19,16)

  «А это были образы для нас», - говорит Апостол и продолжает:

«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.» (1Кор.10,6,11)

  Так и другой пророк, видя наше нынешнее восстановление, восклицает: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос.6,1-2)

  Итак, в свете всего выше засвидетельствованного, мы сегодня входим в третий день, по Писанию, или, говоря иначе, в третье тысячелетие от Рождества Христова. Если же считать от сотворения мира, то в седьмой день, - день покоя Божия, который благословил Бог и «освятил его» (Быт.2,3)

««Посему будем опасаться, - говорит Апостол, - чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.» (Евр.4,1)

  Так как сказано в другом месте Писания, что «времени уже не будет» (Отк.10,6)

  И также через Ездру пророка: «Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния, и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении.» (3Езд.9,9-12)

  В завершении же темы о временах, желаю сказать словами Соломона: «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их.» (Прем.4,16-20)

  «Побеждающий же, - как сказано, - не потерпит вреда от второй смерти». (Отк.2,11)

  «Тогда, - продолжает Соломон, - праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его», - как написано через Захирию, пророка:

«и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12,10), -

  И, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас.»  (Прем.5,1-6)

  Но довольно о сем. Вы же, как говорится: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.» (Евр.12,25-26)

Глава 3

О новом имени Христа Владыки.

  Сказав, как думаю, более чем достаточно о наступивших временах и, узнав время, в которое живём, «чтобы нам не уловиться в пагубную сеть» (Екк.9,12) и не пропустить пришествия Христова, которое идёт «неприметным образом» (Лук.17,20), но последовать за ним, «куда бы Он не пошёл» (Отк.14,4);

  Будем тверды в открытом Им ныне нам и заповеданном перенести с достоинством «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12,1-2), «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» (1Пет.2,21)

  Так как «соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?» (Екк.8,5-7)

  Теперь же, перейдя к теме о новом имени Христа, как Он сказал: «и имя Моё новое» (Отк.3,12);

  И, прежде чем начнём рассматривать, извлекая из Писания, свидетельство о сем имени, «которое никто не знает» (Отк.2,17), и воспеть в прославлении, «как бы новую песнь» (Отк.14,4), - «стройно, с восклицанием» (Пс.32,3), - необходимо, для того, чтобы сообразить, вспомнить то свидетельство, «каково было в своё время» у посланных Его; (1Тим.2,6)

  Который, совершив всё, что надлежало совершить, явился им, «и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании»;

  И: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.» (Лук.24,27,45-48)

  И послал их с этим свидетельством о Себе, «которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём» в святых Писаниях, (1Иоан.5,9; Рим.1,2) в мир, «как овец среди волков» (Мат.10,16), - «проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.»

  И то, что: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.» (Деян.10,42-43)

  Итак, Он открыл им тогда то, что имя Его, в котором Он открылся Сыном Божиим, прежде было наречено Моисеем на Осии, сыне Навина, как написано: «и назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом» (Числ.13,17).

  Который «силён был в бранях» и: «был преемником Моисея в пророчествах». (Сир.46,1)

  «Итак, - говорит один из первых христиан иудеям, - кто ввел отцов ваших в землю? Вникните наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Осией. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя того, который говорил Моисею: «имя Моё в Нем» (Исх.23,21), было Иисус» (Иуст.Разговор.75 гл.)

  А почему из двенадцати «главных» каждого колена (Числ.13,3-17) Моисей переименовал именно Осию, давайте рассмотрим.

  И, прежде всего обратим наш духовны взор на то, что Осия происходит «из колена Ефремова» (Числ.13,9).

    Чем же знаменателен Ефрем, именем которого именуется данное колено?

  Замечайте, что говорит Моисей в повествовании о благословении Иаковым сыновей Иосифа, которого любил «более всех сыновей своих» (Быт.37,3), - Манассии и Ефрема:

«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.» (Быт.48,13-14)

  Поскольку, взирая не на видимое тогда, что «Манассия был первенец», но на невидимое ещё - что от семени Ефрема «произойдёт многочисленный народ» (Быт.46,19), и, «которое есть Христос», как учит мыслить нас великий Павел, Апостол Иисуса Христа, на примере обетования, данного Аврааму, говоря:

«Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.» (Гал.3,16)

  Итак, Иаков, он же и Израиль, так как он «боролся с Богом» (Быт.32,28), -

  Благословил имя Христово в лице Ефрема, хотя Осия «был ещё, - как говорится, - во чреслах отца», - подобно тому, как «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину». (Евр.7,9)

  Таким образом, очевидно, что именно по причине происхождения и предвидению Божию, Моисей приблизил Осию и переименовал его.

  Всё это я напомнил, как бы оросив память Словом Божием, для того, чтобы, сообразив и сопоставив с тем, о чём пойдёт речь далее, «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2,13), смогли удостоверится в правильности утверждаемого;

   И, «что мы, - как говорится, - поверили не пустым басням и не бездоказательным словам, но учению, которое исполнено Святого Духа и изобилует силою и благодатью»; (Иуст.Разговор.8гл.)

А именно: «благодатью разуметь Его Писания». (Иуст.Разговор.58гл.)

  Так, чтобы можно было сказать неверующим словами пророка Исаии: «если вы не верите, то потому что вы не удостоверены» (Ис.7,9)

  Поскольку «учение, сопровождаемое доказательствами, настолько убедительно, что душа того, кто в силах следить за ходом аргументации, не может не согласиться с конечными выводами». (Клим.Алексан.1Стром.33,2)

  Этой благодатью и истиной, которые, как известно, «произошли через Иисуса Христа» (Иоан.1,17), мы убеждаем всех сделаться причастниками Его Промысла в благовествовании со всеми святыми, «которых имена в книге жизни» (Фил.4,3);

  И делая всё искренне и без завистно, чтобы не подвергнуться за это осуждению на том суде, о котором нами было выше сказано,

  Который имеет произвести Творец всего, Бог, через Господа нашего Иисуса Христа.

  Теперь же, открыв Писание, давайте узнаем имя «предопределённого Им Мужа» (Деян.17,31), Который стал для нас «последующим камнем» (1Кор.10,4) на котором «написано новое имя, которого никто не знает» (Отк.2,17), - согласно Писанию.

  И, как тогда, так и теперь – Он для нас, «верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.» (1Пет.2,7-8)

  Он отделён от них «не руками», как показано было пророку (Дан.2,45), то есть «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мёртвых» (Гал.1,1), и, как пророчествовал пророк Исаия: «И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.» (Исаия 62:2)

  И ещё: «И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.»                 (Исаия 65:15,16)

Итак, нам известно стала из Писания, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15,3), и что «ему назначили гроб со злодеями» (Ис.53,3), но «Он погребён был», - как написано, - «у богатого, потому что не сделал греха, и не было лести в устах Его» (1Кор.15,4; Ис.53,3; Мат.27,57)

  И, воскреснув в третий день, по Писанию (Лук.9,22; Мат.17,22), явился во удостоверение «не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога» (Деян.10,41).

    Замечайте, что «после всех», Он явился ни к кому иному, но Савлу (или Саулу, на другом наречии), иудиянину, по Писанию (1Кор.15,8; Деян.9,3;26,13;22,6), который не был из учеников Его, но «гнал Церковь Божию», «дыша убийством на учеников Господа» (1Кор.15,9; Деян.9,1;22,4).

  А то, что Господь явился к нему не случайно, видно также и из того, что Он сказал ему: «трудно тебе идти против рожна» (Деян.9,5;26,14).

   Далее же, Савл, приняв крещение и прозрев, переименован был в Павла, что значит «меньший», не по делам, ибо «прежде был хулитель и гонитель и обидчик» (1Тим.1,13), но сообразно Осии, он был приближен и, далее, наименован по причине происхождения, «чтобы исполнить слово Божие» (Кол.1,25), поскольку был «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова» (Фил.3,5; Рим.11,1).

  И сему надлежало было быть, по Писанию: «Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.» (Евр.7,13)

  Как написано в Книге Судей: «На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля». (Суд.21,4-6)

  Кроме того, известно, что первый раз «Господь наш воссиял из колена Иудиина», (поскольку «Иуда был сильнейший из братьев своих, и Вождь от него» 1Пар.5,2), но «о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр.7,14), или, другим словом – первенства, которое, как сказано: «перенесено на Иосифа», а далее перешло Ефрему, младшему сыну его. О чём излишне говорить теперь подробно.

  «И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян.3,24), как говорит Писание: «многократно и многообразно» (Евр.1,1), например:

«И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. И побежали, и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь! И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.  (1Цар.10,20-27)

  Итак, думаю достаточно показано о том, что Господь наш «после всех», явился ни к кому иному, но к Савлу, который был переименован в Павла, что значит «меньший», чтобы исполнить слово Божие:

  «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1,16).

  В предзнаменование того, что, явившись в сем имени, «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,16;2,16), как пророчествовалось:

«И разумные будут сиять, как светила на тверди («среди строптивого и развращенного рода»), и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.»  (Дан.12,3; Фил.2,15)

  «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», - говорит Писание, - «потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан.5,22,27);

  «Который родился от жены, подчинился закону» (Гал.4,4), «был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53,3), - «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2,7-8)» - как было сказано выше, - был подвергнут самому крайнему проклятию, которое полагается в законе Божием – распят на кресте, «ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве»(Втор.21,23).

Что удивляло иудеев и поражало их (Иуст.Разговор.32гл.), и склоняло думать о Нём, как о соблазнителе. (1Кор.1,23)

  Но, прожив нашу, человеческую жизнь, и всё претерпев, Он, по праву ведающего, говорит через пророка: «кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне» (Ис.50,8).

  Как и в другом месте написано: «И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем - человек праведный, непорочный.»             (Иов.12,3-4; Фил.3,6)

  А потому, ныне, нет ни одного среди смертных, кто мог бы сказать Ему:

- «Ты не человек, как я, чтоб я мог отвечать Тебе и идти вместе с Тобой на суд!» (Иов 9:32)

  Поскольку, и как говорит один из наших, что Он «стал истинным человеком непостижимым для человека образом. И совершал действия божественные не как Бог и человеческие не как человек, но как вочеловечившийся Бог действовал, пребывая с нами, неким новым богомужным действием (энергией)» (Дион.Ареопаг.К Гаю.4,8-9), - «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» (1Пет.2,21)

Глава 5

Окончание.

  Так, окончив речь свою о новом имени Христа, и изложив, показанное нам ныне свидетельство Божие настолько, насколько Бог дал мне уразуметь сие и, как говориться, «провещевать» (Деян.2,4), - заканчиваю наше огласительное слово.

  И, если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то, по милости Божией, - достиг желаемого. И это для меня лучшая благодарность. Если же посредственно и слабо, то, «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его» (Рим.1,9), «сделал то, что было по силам моим» (2Макк.15,38).

  «Противно потреблять вино особо
Тот час же пить особо воду;
Как между тем,
Вино, смешённое с водой,-
Сладко и доставляет благо.
Так слух читателя
Займёт пускай бумага,
Составом при размеренности сочинения,
Оформленным рассказчика рукой!
» (Вид.VII; 2Макк.15,39)

PS: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. (2Фес.3,18; Отк.22,21)

 

 

 

 

 

 

Смешное...
lДля чего возвращаетесь к немощным... ?