Левит 3:1-5; 7:11-16; 29-34

Когда душа знает, что прощены ей грехи и преступления, так что теперь она оправдана через веру во Христа Иисуса; когда душа уверена, что Господь не воспомянет более грехов и беззаконий ее, потому что в принесенной ею жертве за грех и жертве повинности они все сожжены в пепел, а она с тех пор видит себя благоугодной Господу через жертву всесожжения, тогда в душе с силою появляется потребность вознести Богу благодарение за Его переливающуюся через край милость:" Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?"(Пс.115:3) Душа жаждет возложить что-либо на жертвенник Господа"в благоухание приятное" как выражение ее глубокой признательности за предрешенное Богом спасение. Господь учел и этот порыв души освобожденного от греха Израильтянина  и повелел Моисею написать о том, какая жертва должна быть возложена в подобном случае.

Жертва мирная или жертва благодарности

Большинство переводчиков называют эту жертву " жертва мирная", она же была и "жертвой обета" и " жертвой по усердию". С прибавлением к ней помазанного елеем хлеба эта жертва называлась жертвой благодарности. Жертва мирная выражала полнейшее восстановление тесного отношения между Богом и человеком, которое согласно своему прежнему состоянию непременно должно было заключать в себе дружбу, общение, мир, блаженство. Человек, приносивший данную жертву с БЛАГОДАРНЫМ, ДОВОЛЬНЫМ СЕРДЦЕМ, возвещал свое, ничем не омраченное, искреннее общение с Богом.

ТАК ЖЕ, ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ СЛУЖИТ ВЫРАЖЕНИЕМ СОВЕРШЕННОГО МИРА МЕЖДУ НАМИ И БОГОМ, А НЕ НАШИ ЧУВСТВА ИЛИ НАШ ОПЫТ, ПОТОМУ ЧТО"ОН ЕСТЬ МИР НАШ."(ЕФ.2:14), ИБО ТОЛЬКО ХРИСТОС СМОГ ВОССТАНОВИТЬ НАШЕ, НИЧЕМ НЕ ОМРАЧЕННОЕ ОБЩЕНИЕ С БОГОМ, ОН ВОЗВРАТИЛ ПОТЕРЯННОЕ БЛАЖЕНСТВО НАШЕ И БЛАЖЕНСТВО, НЕСРАВНЕННО БОЛЕЕ ПРЕКРАСНОЕ, КОТОРОЕ ЗНАЛ ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ НОВОМ БЛАЖЕНСТВЕ МЫ СТАЛИ ПРИЧАСТНЫ ХРИСТУ И СОЕДИНЕНЫ С НИМ НАВЕКИ. Как ценно постоянно покоиться на этом знании, поступая сообразно этому знанию в ежедневной нашей жизни по отношению к Богу и людям. Сознание того, что между нами и Богом все совершенно восстановлено, что прибавить к этому больше нечего, непрестанно вызывает в сердце нашем  благодарность и добровольную отдачу Ему себя. Ибо, где нет благодарности, обета и радостной отдачи, там недостает и правильного отношения к Богу. И, если мы даже находим его пред лицом Божиим, то не с песнью :"Благослови, душа моя, Господа",-но с жалобным :" Дай, дай, дай...", относящимся к дарам, давно уже данным во Христе. И многие, называющие себя верующими, не чувствуют благодарности за то, что есть избыток нагнетенной, утрясенной, переливающейся через край меры, наполненной Богом.

Из чего же состояла мирная жертва?

Если это была обыкновенная мирная жертва, то приносилось одно из предписанных Богом животных; если же это была жертва благодарности, по усердию или по обету, тогда к этому животному присоединялись пресные хлебы, смешанные и помазанные елеем и даже один квасной хлеб. В этом заключается глубокое прообразное значение: оба рода жертв указывают в своих составных частях на Христа.

Мирная жертва, восстанавливающая прообразно некогда попранные отношения между Богом и человеком, должна была быть ЖЕРТВОЙ КРОВАВОЙ, отдавшей жизнь свою на смерть, но эта жертва не имела ЗНАЧЕНИЯ примирения или удовлетворения за вину или преступление, которые должны были быть прощены уже раньше, но служила УКАЗАНИЕМ НА ОСНОВАНИЕ, на котором верующая душа имеет свободный доступ к Богу, где она находит блаженный мир от общения с Господом. Но эта кровавая жертва показывала, что вовсе не заслуга человека или его достоинства, или его добродетели приобрели этот блаженный мир, только лишь умершая на его месте жертва. Поэтому так смело мог входить приносивший жертву за ее счет пред очи Бога, во все благословения Его, независимо от того, что представлял он сам собою. Так же действительно и то, что Христос и Его смерть есть основание и причина нашего блаженства  в Боге, а не нечто, заключающееся в нас самих. Его совершенная отдача явилась причиной нашего усыновления Отцом. Мы стали членами тела Христа, и через это состояние Бог делает нас Своими домочадцами; это состояние делает свободными наши отношения с Отцом, позволяя нам радостно появляться в Святом-святых и быть уверенными в том, что наши молитвы  Им всегда услышаны. Но наше искание и выкапывание собственных достоинств мешает нам овладеть еще большими сокровищами уже перешедшего к нам наследства и жить в большей полноте благодати, так как не было бы границ благословениям, истекающим из жертвы Агнца, на которые мы могли бы уповать, что, в свою очередь, повлекло бы постоянные жертвы благодарности, возлагаемые на Его жертвенник.

Жертва благодарности, по усердию и обету отличались от жертвы мирной. Как мы уже говорили, с ними приносились пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем и т.д., а также здесь мог быть и квасной хлеб. В этих символах так же были тени будущих благ, указывающие на Христа. Уже мука хлебов предложения явила нам символ, в котором мы видели человека Христа Иисуса в Его земной жизни, эта же символика встречается 7нам   и в хлебах, сопровождавших жертвы благодарности: Христос в земном Своем хождении, исполненный Духа Святого, без порока и греха. Но еще одно обстоятельство, кажущееся нам странным, дополняло эту жертву - это квасной хлеб. Квасной хлеб являлся символом нас самих. Закваска была позволена в знак того, что грех жил в природном естестве приносившего жертву, но на совести этого человека не должно было быть никакого греха, так как, если существует грех, то не может быть речи об общении человека с Богом. Для искупления греха, который Бог видит в нас, Он даровал кровь Своего Сына,- вот почему о квасном хлебе мирной жертвы говорится следующее: "это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы"(ст.14). Так, значит, "закваска" в природном естестве приносившего жертву уравновешивается "кровью" жертвы, которой кропил священник, которому принадлежал "квасной хлеб". Таким образом, хотя грех еще и живет в нас, взоры Божии покоятся не на нем, Бог видит только жертвенную кровь,- вот почему он может долготерпеть нас  и вступать в тесное общение с нами. Но, если мы позволяем греху, в нас живущему, принять вид грехов действующих, то необходимым становится исповедание греха, прощение и очищение, прежде чем мы сможем вкушать мясо мирной жертвы, что являлось характернам отличием мирной жертвы ото всех прочих жертв. Если при жертве всесожжения все принадлежало жертвеннику Господню, а приносивший ее не получал ничего, то в жертве мирной как приносивший, так и священник, получали богатые части после того, как Господь получал Свою часть. Это жертвоприношение принимало вид великой общей трапезы, в которой Иегова, первосвященник, священники и приносивший жертву были участниками ее вкушения. Таким образом, жертвователь уже не был зрителем, как при предшествующих жертвах, но соучастником Божиим в доме Его и за Его трапезой, так как повеление об одаривании частью жертвы приносившего исходило от Бога. Мы наблюдаем возрастание грешника в отношениях с Богом, в возвращении счастливого общения с Ним и близости в символе совместного вкушения жертвы. Для нас же это все осуществилось во Христе - нашей мирной жертве благодарности, Который, будучи для Бога приятным благоуханием и пищей любви Его, сделался также и нашей частью. Он, питающий сердце Отца, питает и наше сердце. Это великая тайна, воплощенная в реальность, в которую желают проникнуть и ангелы: человек в общении с Отцом в Его Сыне через Духа Святого. Бесспорно, что это превосходит всякое человеческое разумение, но так промысленно совершиться Тем, Кто может один знать суть происходящего и Кто есть Любовь. Это спасение и восстановление общения творения с Творцом было целью отеческого предначертания Божьего и включало в себя неизреченный подвиг души Сына Божьего в Его страданиях и смерти.

Но при этой жертве мы находим восстановленным еще общение другого рода. Не только Бог и человек, но и человек с человеком являются здесь соединенными. Отделенный от Бога человек в своем самоисканиии,  самолюбии отделен также и от своего ближнего. Глубокая пропасть существует между ним и братьями даже тогда, когда он, кажется, соединен с ними любовью, потому что узы, связывающие его с ними и их с ними, рассмотренные в истинном свете, оказываются самолюбием, в котором он все-таки ищет и любит только себя. Восстановление отношений с Богом, где оно осуществляется, должно внести перемену в эти отношения, что и предусмотрено в этой жертве. Много раз мы читаем о сынах Аароновых, что они в день, когда приносилась мирная жертва благодарности. должны были принимать в ней участие вместе с приносившим первосвященником Аароном. Все они справляли один праздник над заколотой жертвой благодарности: она соединяла их всех. Не аналог ли это Христа, Который соединил народ Свой Своей крестной смертью? Они, воистину, одно; произошли ли они от погибающих овец дома Израилева или они овцы другого двора, двора язычников, лишь только Христос призвал их, они соделались единым стадом с единым Пастырем; стоявшая преграда разрушена, вражда упразднена плотью Его , Он создал из них "в Себе Самом одного нового человека"(Еф.2:14,15) И еще Его целью было"рассеянных чад Божиих собрать воедино"(Ин.11:52).ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ИСТИНЕ И ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ, В КОТОРОМ ОСНОВОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СОГЛАСИЕ, А ПОЛНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, СУЩЕСТВОВАВШЕЕ ПРЕЖДЕ ОСНОВАНИЯ МИРА МЕЖДУ ОТЦОМ И СЫНОМ ЕГО (ИН.17:21)"ДА БУДУТ ВСЕ ЕДИНО; КАК ТЫ, ОТЧЕ, ВО МНЕ, И Я В ТЕБЕ, ТАК И ОНИ ДА БУДУТ В НАС ЕДИНО,- ДА УВЕРУЕТ МИР, ЧТО ТЫ ПОСЛАЛ МЕНЯ". Этого единения не мог совершить ни один человек, так как оно произошло, исключительно, в смерти Христа, которая входила в план Божий прежде вековых времен и возвещено нам Святым Духом.

Теперь рассмотрим, как происходило принесение мирной жертвы по определению Самим Богом. Вначале выделялась из жертвы часть для Господа: "Тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки, и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени,- с почками он отделит это. И сожжет их священник на жертвеннике: это пища огня - приятное благоухание Господу: весь тук Господу. Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших: никакого тука и никакой крови не ешьте". (Лев.3:14-17). Это были части, представлявшие собою самые глубокие внутренние духовные и душевные силы. Тук - символ изобилия, превосходства и совершенства творения, кровь - символ жизни, и почки -прообраз сокровеннейших наклонностей и движений души - все это, вместе взятое, представляло собою Христа, каким Он был, со всеми, непостижимыми для нас, но открытыми Богу, свойствами. Также, в прообразе нам показано и то, что Бог берет Свою часть первым, таким образом, устраивая Свои отношения до нашего в них вмешательства.     Когда мы начинаем питаться Христом, все в отношении нас уже определено и устроено. "В доме Отца Моего обителей много." (Ин.14:2) И нам Бог уделил часть, которой мы по Его воле должны насыщаться. Священникам принадлежали грудь и плечо, приносившему же жертву - остальные ее части. Потрясая пред Господом грудью и плечом жертвы, священник делал их " великой святыней" Господней, и это была трапеза для священника прямо от Бога и с Его благословением. В этом разделении трапезы священника и приносителя жертвы заложена глубокая мысль. Верующий питается Христом по мере познания Его и по мере веры, через которую мы вступаем в отношения с Ним. Христос по отношению к нам остается всегда таковым, но от того, как мы относимся к Нему, зависит наше богатство или бедность. Как священники, мы имеем право взять лучшее, а , как просто приносители, то, что останется. Мы понимаем, что это будет остаток, который мы сами себе допустим, чем мы сами ограничим поступление в нас"Наполняющего все во всем", ограничим себя стоянием во дворе, а поэтому не принимаем ту любовь, которая исходит из груди потрясения в обильной мере, и так мало укрепляемся силой, которая дарована нам в плече возношения. Очень важно, чтобы Христос был для нас Тем, Кем Бог соделал Его для нас, а, именно,"Божия Сила и Божия Премудрость".(1Кор.1:24).

После принесения жертвы за грех и повинности, а также, жертвы всесожжения, мы имеем прекрасное последствие, которое есть наш мир с Богом. "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего иисуса Христа,"-читаем мы в Рим.5:1. Это путь Божий,  и другого нет. Но мы с вами знаем людей, которые искали себе мир прежде, чем возложили на Него руки, как на жертву за грех и жертву повинности, и успокоились на Нем. Это очень важно помнить всегда. Ведь Бог Христа" сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом."( 2 Кор.5:2) Этот факт находится в непосредственной связи с истиною, выраженной в законе о мирной жертве: "Мясо мирной жертвы благодарности должно есть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра." Это значит, что общение человека с Богом не должно ничем отделяться от жертвы, на которой оно основывается. ПОКА ДУХОВНАЯ СИЛА ПОДДЕРЖИВАЕТ НАШУ СВЯЗЬ С ЖЕРТВОЙ, НАШЕ ПОКЛОНЕНИЕ БЛАГОУГОДНО БОГУ; ЭТО НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ НАШЕГО ОБЩЕНИЯ С БОГОМ. Мы должны с помятованием этой жертвы сообразовывать все наши понятия, влечения нашего сердца, все наши душевные опыты. Часто мы начинаем отвлекаться на то, что мы делаем или говорим, или мы заняты мыслью о людях и , таким путем,  мы оскверняем нашу жертву. Начиная в духе, мы можем кончить по плоти. Мы должны опасаться  удлинить то дело от которого в данный момент отступила сила Духа Святого, потому что Дух Святой будет всегда направлять наш духовный взор, исключительно, на одного Христа."Если же кто приносит жертву   по обету или усердия, то жертву его должно есть   в день  приношения; и на другой день оставшееся от нее можно есть."(Лев.7:16).

Когда душа от избытка усердия возносится к Богу, это благоговейное поклонение производится большею мерою духовной силы, когда оно истекает просто из благодарности за какую-либо единичную милость Божию. При получении особенных доказательств благоволения Господа душа тотчас же возносит Богу хвалу. Но, когда Дух Святой производит особенно глубокую благодарность в сердце, хвала Богу будет продолжительнее."А оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне. Если же будут есть мясо мирной жертвы на третий день, то она не будет благоприятна. Кто ее приносит, тому ни во что не вменится; это осквернение, и кто будет есть ее, тот понесет на себе грех."( ст.17,18). Только имеющее непосредственную связь со Христом благоугодно Богу. Часто видимая набожность, на самом деле, является лишь плотским ханжеством. Душа может быть покорена формой Богослужения, его обрядами, но оставаться духовно равнодушной. Помнящие, что"Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".(Ин.4:24).

В служении нашем Богу Христос должен быть основанием нашей веры, Дух же Святой - силою. Только молитвенная бдительность убережет нас от того, чтобы, начиная петь гимн хвалы Богу в полной духовной силе, по духовной немощи нашей мы, не дойдя до его конца, впали во зло, соответствующее вкушению ветхозаветной жертвы мирной в третий день после ее принесения. Только тесное общение с Господом Иисусом предохранит нас от этого. Получая милость Божию, мы должны возносить в благодарности сердца наши к Нему в силе жертвы Христовой. Служение наше будет всегда иметь нравственную высоту, если мы имеем Бога Отца нашей целью; Бога Сына - основанием; Бога Духа Святого - силою нашего служения. Мы должны прилагать к этому постоянные усилия до тех пор, пока мы телом, душою и духом     не перенесемся в безопасность вечного Божественного присутствия, где будем защищены от всякого пагубного влияния, которые мы встречаем на пути, живя в греховном и смертном теле.

Автор: Елена Щигорева