Глава 11. Ответственность мужа. (служение одиноким)

С начала сотворения мира Бог возложил ответственность за брак на мужчину. Однажды один молодой человек написал мне: «Пастор, вы слишком строги к нам, мужчинам. Вы всегда браните нас. Не пора ли смягчить свое отношение?» Я ответил: «Не могу, потому что я один из нас, и Бог строг к нам». С самого начала сотворения земли Бог возложил ответственность за брак на мужчину. Змей совратил Еву, она сорвала запретный плод и ела. Но Бог прямиком направился к Адаму и спросил: «Адам, дружище, а где был ты?" Адам стал оправдываться: «Господь, эта женщина, которую Ты дал мне...». Но Бог, не став слушать его, строго спросил: «Я не спрашиваю тебя о женщине. Я спрашиваю, где ты был». Если вы внимательно прочтете слова Иисуса и Павла, то увидите, что они, в основном, говорили о браке и только слегка коснулись темы развода. Так же, как Иисус ответил фарисеям, отослав их к началу творения, давайте, и мы вернемся к плану Бога для мужчины и женщины и посмотрим, каким был Его изначальный замысел. В книге Бытие 2:24 дается два правила для мужчины, который женится: Оставь отца и мать своих. Прилепись к женщине, на которой женишься. В результате? Мужчина и женщина становятся одной плотью. По этой причине человек должен покинуть своих родителей. На каком основании? На том основании, что Бог дал ему пару. Следовательно, основанием есть то, что двое находятся в полном согласии с волей Бога, в общении с Ним и друг с другом. Как бы я хотел, чтобы вы поняли это всем своим разумом и сердцем! Прежде чем вступить в брак, найдите себе пару, с которой вы станете одним целым, как Адам и Ева в Едемском саду. Послушайте, мужчины, причина, по которой вы оставляете своих отца и мать, имеет огромное значение для всей вашей последующей супружеской жизни. Если этой причиной не являются правильные, Богом данные отношения, тогда вы, скорее всего, уйдете от своей жены. Развод - это дезертирство При переводе Нового Завета на английский язык, для передачи понятия развод было использовано слово от­ступничество. Это же слово можно встретить и в греческой версии Старого Завета, Септуагинте, бывшей в обиходе в дни Иисуса. Это слово также имеет значение "дезертировать, бросить". Чтобы дезертировать, вначале нужно принять на себя обязательства или ответственность за что-то. Солдата, который оставляет свою службу без разрешения, называют дезертиром. В словаре можно найти такое толкование слова дезертирство: 1. Отсутствие качеств, свойств, необходимых для полноты; неполноценность; недостаток. 2. Несовершенство или слабое место; ошибка; изъян. А в применении к нашему случаю дезертировать означает оставить, бросить своего партнера, дело, и т.д. Если вы заметили, в книге Бытие 2:24 не говорится, что женщина должна оставить своего отца и свою мать и "прилепиться к мужу своему". Там говорится: "Потому оставит человек (мужчина)" своих родителей. Теперь вы понимаете, почему Иисус не хотел даже обсуждать проблему развода? Он включил ее в длинный список других, решение которых должно было развивать "правильное мышление" и соответствовать духу закона. Он только слегка коснулся этой темы, когда религиозные лидеры Израиля прямо спросили Его об этом, чтобы обличить Его. Развод напоминает нерадивого солдата, который идет к генералу и говорит: «Мне все это не нравится. И вообще, я снова хочу на гражданку». Если солдат дезертирует из армии во время боевых действий, он подлежит расстрелу. Теперь вы понимаете, почему ученики Иисуса сказали, что лучше вовсе не жениться? Согласно Слову, если мужчина хочет увести девушку из ее родительского дома, чтобы жениться на ней, он обязан преследовать ее, ходить за ней по пятам (это еще одно толкование греческого слова прилепиться), и когда он настигнет ее, он должен буквально приклеиться к ней. Таков обряд ухаживания. Куда бы она ни шла и что бы она ни делала, жених должен быть рядом с ней. Его цель - находиться как можно ближе к ней, стать одним целым с ней, что зависит, в основном, от его усилий. Этим Бог хочет сказать, что "вся ответственность за брак лежит на плечах мужа, но и за развод ответственность несет муж". За все, что бы ни произошло в доме, ответственен муж. Заметьте, я не сказал виновен. Также заметьте, что и развод начался из-за мужчины. Из-за жестокосердия мужчин Моисей велел давать женщинам разводное письмо, чтобы защитить дочерей Израильских от нищеты и презрения. Ни в одной из заповедей, наставлений, правил и постановлений, данных Моисею Богом, не говорилось о разводе. Единственное, чем руководствовался Моисей, так это желанием защитить женщину, которую муж бросал на произвол судьбы. Ученики Иисуса хорошо поняли мысль своего Учителя: «Когда женитесь, знайте, что только смерть может разлучить то, что сочетал Господь. Если нарушена супружеская клятва, тогда позволено разводиться, но даже если один из супругов проявил неверность, Бог хочет, чтобы вы терпели и стояли до конца. Более того, вы, мужчины, ответственны за выбор жены, а поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш брак был счастливым». Не удивительно, что они решили: «Лучше уж оставаться холостым!» В миру есть вещи, которые сатана держит под контролем (2 Коринфянам 4:4), это никогда не входило в Божий замысел. Например, ваше физическое тело создавалось не для того, чтобы его разрушали тревоги и печали. Бог в Своей бесконечной мудрости создавал человека не для страданий. Оказывается, тело человека не вырабатывает гормона, который мог бы нейтрализовать эти негативные эмоции. Вот почему появляется язва желудка. Люди живут в постоянных стрессах и напряжении, в результате чего выделяется огромное количество разных гормонов, буквально прожигающих дыры в стенках желудка. А у других людей появляются "дыры" в разуме, вследствие чего происходят нервные срывы, в результате которых человек может потерять здравый рассудок и помешаться. Таким людям нужна помощь психиатра. Это происходит потому, что мозг человека не в состоянии справиться с тем, на что он никогда не был рассчитан. Как ваше тело не рассчитано на тревоги и беспокойства, так и ваш брак не рассчитан на развод. Каким бы "дружеским" ни было расставание бывших супругов, боль и горечь надолго поселяются в их сердцах. Даже если не остается другого выхода, кроме развода, вы не сразу справитесь с острым чувством потери, похожим на то, которое появляется со смертью близкого человека. Итак, люди разводятся, получают прощение за нарушение супружеской клятвы и снова женятся или выходят замуж. В большинстве случаев они живут счастливо, и все же где-то в глубине сердца так и остается горечь и обида, которые уйдут навсегда только тогда, когда человек воскреснет и получит новое совершенное тело. Социальный контекст развода Во времена Иисуса тема развода воспринималась особенно болезненно в связи с одним событием: царь Ирод женился на жене своего брата еще при его жизни. Ирод Антипа был одним из сыновей Ирода Великого, правившего Палестиной в то время, когда родился Иисус. Он умер, когда Иисусу было около семи лет. Палестина была поделена Римом на пять округов. Прокуратором Иудеи был назначен Понтий Пилат (во время его правления и был распят Иисус Христос). Галилея, где Иисус воспитывался в городе Назарете, и Перея находились под властью Ирода Антипы. Один из его сводных братьев, Ирод Филипп I, женился на дочери другого своего сводного брата, Аристовула I, которая приходилась ему сводной племянницей. Ненавидимый евреями за свои многочисленные грехи, Ирод Антипа убедил Иродиаду, свою сводную племянницу, оставить Филиппа и жить с ним. Это беззаконие привлекло внимание Иоанна Крестителя, который стал яростно обличать Ирода за этот греховный союз, что привело к аресту Иоанна, а затем и к его казни Иродом Антипой (Марка 6:17-29). Судя по утверждению Иоанна, что Ирод не имел права на нее (Матфея 14:4), Иродиада не была в официальном разводе, хотя Иоанн мог также обвинять Ирода за грех кровосмешения. У Ирода, Филиппа и Иродиады был один отец, но разные матери. Очевидно, фарисеев не столько беспокоил вопрос развода, сколько возможность заставить Иисуса высказаться по поводу ситуации, касающейся Ирода Антипы и жены его брата. В те дни существовали две школы раввинского учения. Одни утверждали, что слово оскверненностъ использовано Моисеем в книге Второзаконие 24:4 в его прямом значении. (Оскверненностъ - на иврите ervah, что значит "бесчестие, пятно" или "позор, нечистота".) Употребляется это слово в Ветхом Завете только один раз. Представители другой школы утверждали, что "оскверненностъ" имеет очень широкое значение, а, значит, включает разрешение разводиться по любому поводу. Однако ответ Иисуса подразумевал следующее: «Если вы не можете жить с вашей теперешней женой - значит, вы не можете жениться и на другой. Более того, вы не имеете права даже притронуться к другой женщине, потому что тогда вы вынуждаете ее совершить прелюбодеяние вместе с вами. Далее, жена, с которой вы разошлись, не может выйти замуж снова. Этим вы толкаете ее на прелюбодеяние». Кто соединяет пары вместе? В Евангелии от Матфея 19:6 и в Евангелии от Марка 10:9 говорится: «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Кто соединяет мужчину и женщину в браке? Иисус отвечал: «Бог». Бог говорит: «Тебе нужно только ходить за ней, а Я соединю вас в одну плоть. Будь рядом, сынок, а Я обеспечу "клей" для вашего союза». Разве это не прекрасно? Мы считаем, что любовь (в первую очередь, физическая) соединяет мужчину и женщину, их дом, их детей, помогает им жить вместе долгие годы. Даже печать в паспорте и свидетельство о браке не могут объединить мужчину и женщину. Просто это делает их союз законным, согласно законодательству страны, в которой они живут. Некоторые пары женаты официально, но не объединены в один союз. Если у вас семейные проблемы, идите к Богу и попросите Его: «Отец, у меня проблемы с моей женой. Нам нужен Соединитель. Нам нужен Твой Дух Святой, Который "склеит" наш союз». Бог обращается к людям через Свое Слово: «Ваши браки не устоят без Меня. Я - "клей". Я - Соединитель». Если Бог не соединит вас, то рано или поздно человек может разъединить вас тем или иным способом. Но если Бог со­единит вас, то человек никогда не сможет разъединить. Затем Иисус сказал еще одну удивительную вещь: «И если жена разведется с мужем своим...» (Марка 10:12). В те времена жены не имели права разводиться со своими мужьями. Это право принадлежало только мужчинам. Жена считалась частью имущества, как дом, участок земли или домашний скот. На протяжении столетий общество утверждало, что женщина - гражданин только наполовину; следовательно, она не может быть инициатором развода. Но пришел Иисус и сказал: «Да, они могут разводиться так же, как и их мужья». Я обращаюсь к вам, мои читательницы, считающие себя виновными за развод, и хочу ободрить вас: Бог не обвиняет вас. Он смотрит на мужчину как на единственного ответственного за все. Я знаю, что многие мужчины рассердятся на меня и станут писать мне гневные письма. Но это Бог так постановил - не я! Лучше будет, если вы, мужчина, оцените свой брак и спросите Бога, что вы сделали, а чего не сделали для того, чтобы он был счастливым. Потом покайтесь и позвольте Ему показать вам, что нужно исправить, подре­монтировать, восстановить в ваших взаимоотношениях. В Библии Бог, в первую очередь, обращается к главе семейства со словами наставления: «Отцы, не раздражайте своих детей, не заставляйте их злиться. Отцы, учите своих детей Божьим путям» (Ефесянам 6:1-4). Сегодня семьям грозит серьезная опасность. Этот дьявольский мировой порядок до такой степени все извратил, что общество верит, будто воспитание детей - роль матери. Неудивительно, что дети непочтительны. Ведь, их отцы не только не могут служить образцами для подражания, но и обеспечить свою семью. Неженатые мужчины, пожалуйста, прислушайтесь к этому откровению. Пожалуйста, будьте скорыми на слышание и медленными на слова. Не завлекайте женщин и не играйте с их чувствами. Не давайте пустых обещаний, если не готовы умереть за клятву супружеской верности. Иначе говоря, не вступайте в армию, если не готовы умереть и никогда не дезертировать. Прежде чем решиться ухаживать за женщиной, убедитесь, что это именно та, за которой вы будете ходить по пятам, пока смерть не разлучит вас. Сегодня много женщин выставляет себя напоказ, но вы, мужчины, должны решить: «Та ли это женщина, за которой я буду "бегать" всю жизнь до могилы?» Проверьте все, но, прежде всего, обратитесь к Богу. Ищите Его совета. И вы, женщины, поступайте так же. Как мужчины, так и женщины должны знать, что приятная наружность может быть обманчива. Женщина или мужчина, которые выглядят привлекательно сегодня, будут выглядеть по-другому через десять лет, или сегодня, когда вы увидите ее без косметики, а его - с небритой бородой и грязным после тяжелого рабочего Дня. Любите выбранную вами пару за ее доброе отношение, кроткий характер, красивую душу - это то, что никогда не изменится. Лучше подождать еще немного, чем прыгать в то, что станет потом настоящим адом. Я консультировал слишком много несчастных в браке и заявляю с полной ответственностью, что все сказанное мной - истинная правда. Даже разное вероисповедание может стать проблемой в семейной жизни. Если вы верите в то, что отвергает ваш супруг или супруга, вас ожидают конфликты. Вы верите, что "любовь победит все", но так бывает только до тех пор, пока не закончится медовый месяц. Любовь может подчинить себе физическое тело, чувства и разум. Но любовь никогда не сможет подчинить себе человеческую волю. Она сдастся и покорится только тогда, когда человек этого захочет. Не нужно путать покоренное тело с покоренной волей или духовными убеждениями. Как бы сильно вы ни любили другого, узнайте, служит ли этот человек Богу и как служит. Убедитесь в том, что вы оба несете дрова, чтобы зажечь огонь на одном и том же алтаре. В противном случае, у вас будут два алтаря, странный огонь и не Божья ситуация в доме. Запомните, брак - это больше, чем законно оформленный брачный контракт, дающий вам право спать в одной постели и иметь общие финансовые обязанности. Брак - это соединение двух душ в одно целое, где лежит центр повиновения, общие убеждения, ценности, моральные и духовные восприятия. Если две души несовместимы, ваши отношения движутся к трагическому финалу. Однако не нужно объяснять позицию Ездры в отношении "сме­шанных браков" расовыми предрассудками. Основанием для нее, скорее, была духовная несовместимость. Он знал, что смешанные браки с язычниками, поклоняющимися идолам, всегда вели Израиль и Иуду к падению. Тогда он велел мужчинам, у которых были иноплеменные жены, отослать их, и Библия говорит, что они все согласились так сделать. Чтобы избежать серьезной ошибки, не пытайтесь применять Божьи принципы и заповеди для обоснования любой жизненной ситуации. Я не говорю о "ситуационной этике", не признающей абсолютных норм и стандартов, позволяющей вам поворачивать правила так, как вам выгодно. Но я говорю о том, что необходимо спрашивать у Бога, какой из Его принципов, или какая из Его заповедей может быть применима к той или иной ситуации. Иначе, неправильно используя Слово, вы можете впасть в такой грех, как намеренное непослушание. Ситуация, которая сложилась при Ездре, требовала принципа, отличного от описанного в книге Бытие 2:24, где говорится о единой плоти и о запрете разрушать то, что сочетал Бог. Тогда в Израиле была совсем другая си­туация. Бог не сочетал союзы с язычницами. Ездра действовал согласно другому принципу - «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными...» (2 Ко­ринфянам 6:14). Вторая часть стиха говорит: «...ибо какое общение праведности с беззаконием?..» Корни такого явления, как развод, идут в глубь веков, во времена античности. Супружеские пары разводились в любом народе, при любой цивилизации. Что касается Израиля и позднее Иуды, то начало разводу было положено великим законодателем Моисеем. Все, что говорил Иисус или другой учитель в Израиле, должно было согласовываться с Моисеевым законом. Иисус был согласен с этим. Он говорил: «Если вы хотите развестись со своей женой, дайте ей разводное письмо, но поводом к разводу может быть только прелюбодеяние». Иисус был не только согласен с Моисеем, но Он пошел дальше, подняв планку ответственности выше. При Новом Завете намерения и мотивы поступков и действий стали важнее, чем сами поступки и действия. Иначе говоря, Иисус, отвечая на вопрос о разводе, говорил о браке. Он подтвердил принцип, который гласит: если брак строится на правильном основании, не будет необходимости думать о разводе. Материал взят из книги: Холост, женат, разведён и жизнь после развода. Продолжение в следующем блоге.

Встреча
Глава 10 Генеалогия развода. (служение одиноким)