Наталья Гундарева о Боге

Наталья Гундарева

Наталья Георгиевна Гундарева - одна из самых известных и любимых актрис кинематографа 1970-90-ых гг. Образы, созданные ею на сцене и в кино до сих пор считаются эталоном профессионализма и таланта. На протяжении почти тридцати лет Н. Гундарева была ведущей актрисой Московского академического театра им. В. Маяковского. Фильмы с ее участием, ставшие классикой советского кинематографа,  полюбились многочисленным зрителям: «Труффальдино из Бергамо», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Однажды двадцать лет спустя» и другие.

Наталья Георгиевна была верующим человеком. Она упоминала об этом во время интервью, хотя никогда не выставляла напоказ свои взаимоотношения с Богом. «Я верую в Бога, только не исступленно, – объясняла она свой символ веры. – Однажды в церкви в Меншиковой башне у Кировских ворот услышала, как батюшка произнес замечательные слова: 'Бог есть любовь'. Вот в это я и верю».

“Я принципиально не участвую в тусовках. Это, наверное, инстинктивно. Живу эмоциями, сердцем. Мое поведение подсказывает мне мой внутренний голос. Я всегда молила Бога, чтобы уберег меня от суеты. Наша профессия такова, что вокруг много людей: и плохих, и хороших. Чем знакомиться в тусовках с огромным количеством новых людей, которых даже и не запомнишь, я лучше съезжу к матери, друзьям». [1]

Литературный и театральный критик Наталья Старосельская, написавшая о  Н. Гундаревой прекрасную книгу в серии «ЖЗЛ», рассказывает: «она не тосковала по досугу – ей необходимо было все время находиться в состоянии неуспокоенности, поиска ответа на вечные вопросы, которыми, как правило, задаются люди, ведущие напряженную духовную жизнь».

О том, какая постоянная внутренняя работа происходила внутри нее, актриса сказала в одном из интервью: «Я засыпаю с тем, что говорю себе: «Господи, сохрани меня такой, какой Ты меня произвел на свет» - «Удается?» - «Когда как. Я же живой человек.… На меня тоже, ведь, влияют. Бывает очень трудно… Но все-таки я пока что, как бы… для себя – я держусь. Я не знаю, но Ему сверху виднее». [2]

«Я, например, каждый вечер Богу молюсь и прошу: «Господи, сохрани, не лишай разума. Все возьми, только разума не лишай...» [3]

В последнем интервью перед болезнью на вопрос чего она хочет пожелать зрителям, Наталья Гундарева ответила: «Я вот каждое утро, когда встаю, желаю себе одного — сохраниться. Потому что мы появляемся на этот свет, и Бог дает нам все возможности, и пока нас не растаскивают извне, мы сохраняем вот это Божье дыхание. Я бы хотела, чтобы каждый человек сохранил в себе это». [4]

«Не люблю я интервью, они душу расковыривают, потом все кровит и больно... Даже если я вам сегодня буду говорить неискренне, но красиво, вы уйдете довольны, а я как дальше буду жить? Себя-то не обманешь. И от Бога ничего не скроешь. Меня с детства к вере не приучали, но Бога я боюсь. Иногда можно было бы сделать что-нибудь, о чем никто бы и не узнал, но ведь будут знать Он и я. И с этим жить будет уже невыносимо.

Давно ли ко мне пришел страх Божий? Не засекала когда. Пришел и все. Я боюсь на каком-то бытовом уровне. Думаю, вот сделаю неверный шаг и у меня тоже начнется черная полоса. Я довольно резкий человек, оставляю за собой право говорить правду. Думаю, иногда люди обижаются. Все бывает...» [5]

«Бог дает веку его место, и очень важно это место найти. И если это удалось, ненужно лезть в другие соты. Свое место надо уметь ощущать и быть гордым тем, что тебе его дали, что тебе помогает Некто. И исполнять предначертание. Но иногда мы бывает очень наивными.

…Так или иначе Провидение ведет тебя по жизни, что-то подсказывает, в чем-то отказывает. Так было, так есть и так будет. Я иду подчас не в ту сторону, но стараюсь не терять ориентиры, оглядываюсь вокруг, понимаю, что не туда зашла, и тогда возвращаюсь к тому камню, где написано: кто направо пойдет... кто налево пойдет…» [6]

На замечание журналиста о том, что Гундарева не глина даже в руках самой судьбы, она ответила: «Глина, глина. Значит, я глина в руках Бога. Который сейчас придал мне вот такую форму. Это не я сама – я сама-то что!». [7]

«….- Вам легко жить с такими взглядами?

- Жить всем людям нелегко, ибо в Библии написано, что "земля юдоль скорби". Но... Я думаю, если еще и усложнять эту жизнь, нагнетать страсти, то будет только хуже тебе и твоим близким. Я часто думаю, что мы порой искусственно взращиваем в себе эту ненависть, недовольство, нетерпимость».  [8]

«Время оказало влияние на всех. Другие идеалы, приоритеты. А я осталась «консерватором» в своих идеалах. Как и мой учитель, режиссер нашего театра Андрей Александрович Гончаров, который и до войны, и после, и сейчас, в свои уже немалые годы, сохраняет общечеловеческие идеалы и не меняет их, как некоторые. Сохранить в себе стержень человечности, приобретенный жизненным опытом, уготованный нам Богом, судьбой, — это очень много.

У Цезаря есть очень точное, на мой взгляд, высказывание: «Моя свобода — в моей необходимости». Свободу как просто своеволие я не признаю». [9]

Как и всякий верующий человек, Наталья Гундарева, наверное,  переживала и какие-то кризисы, когда появлялись вопросы, не все было ясно. Ведь это тоже отражает духовные поиски человека. О 90-х годах, когда во всех сферах общества и в религиозной жизни происходили изменения, она говорила:

«Мне кажется, сейчас очень трудно найти духовного пастыря. В последние годы началась какая-то оголтелая вера, народ повалил в храмы - приходят будто отметиться. Меня это угнетает. Даже среди служителей я тоже стала часто замечать какую-то суетность и решила для себя: этому человеку я не могу доверить свою душу. Пусть лучше она мучается, страдает...» [10]

«Вы знаете, меня не научили верить в Бога так, как я себе представляю веру. …Со мной происходит что-то странное. Я рано начала читать Евангелие, и для меня естественным было зайти в церковь, когда никто не ходил туда. А теперь, когда все побежали туда, как раньше в комсомол, и я вижу, как хватает самую дорогую свечку тот, кто не имеет к этому никакого отношения, во мне происходит отторжение. Можно ведь молиться не в церкви, а внутри себя». [11]

«Сейчас все кинулись верить. С тем же энтузиазмом, с каким раньше были атеистами. Мне кажется это ложь. Я раньше часто ходила в церковь. Была такая потребность. А сейчас,  когда все туда пошли, – хожу реже. Не хочу как все, ради моды. Вера требует всего человека. Храм на два часа, удобный, доступный?.. Настоящий храм не может быть доступен всем».[12]

К профессии актера она относилась как к Божьему призванию:

“Главный плюс нашего ремесла в том, что актеры – это избранные Богом люди.

… Что же насчет актерской распущенности, а такое мнение существует, то скажу честно, я человек постоянный и не люблю изменений. Я уже давно замужем, ровно тридцать лет проработала в одном театре, в кино снимаюсь у одних и тех же режиссёров. Меня трудно встретить на светских вечеринках. Я практически не общаюсь с журналистами и не даю поводов для разговоров и сплетен вокруг моего имени.

...Кстати, я никогда не мечтала стать актрисой. Мне наоборот, хотелось заниматься чем-то более практичным. Стать, например, как мама, инженером-строителем. Что касается другого ремесла, то до 20 лет, когда я поступила в Щукинское училище, я четыре года проработала чертежником-конструктором – занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. И кто знает, если бы Богу не было угодно, чтобы я стала актрисой, то, наверное, до сих пор сидела бы в какой-нибудь конторе”. [13]

«Когда я вижу талантливого человека в какой-то области, я говорю так: «Ему Бог в ухо дунул». Но ведь даже если  Бог тебе, допустим, дунул в ухо, ты можешь, во-первых этого не заметить, не ощутить просто. Ты можешь в это не поверить. Ты можешь на это наплевать и продать ни за что то, что тебе дадено. Все-таки актер – это не профессия в чистом виде, это способ существования. Вот если ты готов себя обречь на это, если готов пройти этот путь…». [14]

“Тринадцать лет я играла в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» (по Лескову). Для меня это была большая роль, трагическая, драматическая... И за три дня до спектакля у меня портилось настроение, потому что я не знала, донесу ли?.. Дело в том, что мы, актеры, очень зависим от своей профессии, которая позволяет поставить душу на автопилот, включить его и сыграть в очередной раз. И я буду плакать, ведь я уже умею плакать, буду переживать, страдать, если надо... Но мне не нравятся такие спектакли. Люблю, когда у меня душа с Богом разговаривает. И боюсь, вдруг в этот день Он не захочет со мной говорить. Вдруг Он в этот день отвернется, потому что у Него много дел, кроме моих, и очень много людей, которым Он должен помочь в первую очередь. Вот это мучает и тяготит. В таком состоянии перед спектаклем выходила на сцену (в «Леди Макбет...» был такой суперзанавес, и мы все там заряжались), вставала на колени и складывала руки как бы в мольбе. Слушала, как за занавесом о чем-то своем разговаривают люди. А я сидела и лишь об одном думала: «Господи! Ну помоги мне! Не для себя прошу, а для тех, кто сегодня пришел!» Когда спектакль заканчивался, думала: «У-у, я бы сейчас еще один сыграла», - потому что мне становилось хорошо! На мой взгляд, талант не существует сам по себе, это всего лишь проводник. В данном случае Бог через меня проводит что-то, о чем я могу поведать людям, ведь Сам  Он не может явиться перед ними. Поэтому всегда прошу: «Пусть сегодня ничего не сломается и не замкнется! Пусть все потечет и спустится на этих людей!» [15]

«Когда выходишь на сцену, когда достается хорошая роль, хочешь ты того или не хочешь, душа с Богом начинает разговаривать, такой спектакль, может быть, случается только один раз в жизни. Играешь – и чувствуешь, как будто ты вырываешься куда-то... В моей жизни, может быть, два-три раза такое было – ощущение вылета в какое-то пространство, я уже не принадлежала ни этому времени, ни этой земле, я была где-то там...». [16]

«Театр - это храм. …Просто театр более доступен. Туда можно прийти в сапогах, со своими несчастьями, не оскорбив тех, кто истинно верит. Можно сесть в зрительном зале и испытать катарсис. Когда зрители плачут или смеются, мне кажется, что мы выполняем не нашу волю. Что мы только проводники». [17]

Артист Игорь Костолевский вспоминает об одном случае в Израиле: «Она была предана театру до самозабвения.  И с этим ее качеством связана история, в которой - вся она. Наташу, Женю Симонову и меня пригласили в Израиль - играть в театре «Гешер» спектакль «Поза эмигранта». И однажды перед выходом на сцену ей стало безумно плохо. Она, бледная, лежала в фойе, мы вызвали «скорую». Хотели уже отменить спектакль, хотя зал был полон. Вдруг Наташа открыла глаза: «Я буду играть».

Мы подвели ее к кулисам, она вышла на сцену - и тут случилось чудо! Никогда я не видел такой потрясающей игры: впечатление, что это делала не она, что кто-то вел Наташу помимо ее воли. А роль была комедийная, когда необходимо играть ярко, сильно. Наташе, видно, было так плохо, что она почти не помнила текста – и свою игру построила на импровизации. Это был такой выплеск таланта, вопреки боли! Зал ревел от восторга. Уйдя за кулисы, Наташа буквально рухнула, но в больницу ехать отказалась, и ее отвезли в гостиницу. Она просила только, чтобы я ни о чем не сообщал мужу - не хотела его волновать».[18]

Наталья Гундарева считала, что нужно жить, чтобы помогать людям. «Надо все время напряженно жить: или иметь десятерых детей, или быть хозяйкой детского дома и воспитывать чужих ребят, или, если хотите, быть одинокой, но опять-таки для кого-то что-то делать — на завтра. Мое счастье, что мне выпадало все время что-то делать для людей. Не представляю, как можно жить, никогда никому ничего не сделав. В итоге остаешься один и тогда — пустота». [19]

Она говорила: «Когда мне удается сделать какую-то малость, я в этом черпаю колоссальные силы». [20]

Многие ее друзья, коллеги и знакомые вспоминают, сколько добра сделала для них Наталья Георгиевна. Вот только некоторые воспоминания о ней людей, которые ее знали:

Екатерина Стулова, актриса: «Гундарева была нашей театральной мамой. Я еще была студенткой, а она уже знала, как меня зовут. Это казалось чем-то невероятным. Звезда-прима, какое ей может быть до меня дело? А ей было. Она всегда была очень внимательна к нашим проблемам. Первая напишет рекомендательное письмо, найдет, если нужно, врача. Украли деньги - Наталья Георгиевна вернет за тех, кто украл. Когда Наташа Щербакова была в декрете, за нее деньги получал другой человек. И эти деньги украли, а Наталья Георгиевна большую часть вернула просто из своих денег. Вокруг нее всегда собирались молодые актеры, она называла это: «я и мои университеты». А во время гастролей Гундарева часто сама собирала всю молодежь, везла в гости к своим друзьям, куда-нибудь на дачу, и устраивала праздник. И, конечно, с ней было очень приятно играть на сцене. Таких партнеров надо поискать. Она человек, поцелованный Богом. Не знаю, будет ли еще такая актриса в Театре Маяковского»

Сергей Шакуров, актер: «Наташа Гундарева была не только великолепной актрисой, но удивительно отзывчивым человеком, настоящим другом для всех, с кем она общалась. Она очень многим помогала в бытовых вопросах - с квартирами, пенсиями, - не могла остаться равнодушной к чужим проблемам. Она отличалась немодным сейчас качеством - гражданской совестью. Общественная работа, своя позиция по принципиальным вопросам - она к этому относилась серьезно и ответственно. И в жизни, и в профессии она вела себя по-товарищески. Бросить свои дела, чтобы кого-то срочно выручить, куда-то поехать на гастроли, где-то выступить - для нее это было не вопрос». [21]

Наталья Старосельская пишет: «Схожие воспоминания о том, как Наталья Гундарева помогала получить квартиру, установить телефон, улучшить условия проживания артистов в гостинице во время гастролей, как внимательно и заботливо относилась она к техническому персоналу театра, – сохранились в большом количестве. Так что не случайно в один прекрасный момент Гундарева оказалась в Государственной думе. Не из корыстных побуждений, не из соображений престижа, а потому что актриса искренне верила, что сумеет принести много пользы».

Работая в Госдуме она ни разу не получила причитающуюся ей зарплату — перечисляла деньги в фонд неимущих актеров. Ее подруга, Любовь Руденко узнала об этом от человека, который видел ведомость, где напротив фамилии Гундаревой стояла соответствующая отметка. Сама Наталья Георгиевна никому об этом не рассказывала.[22]

Вместе с Союзом кинематографистов и крупной фармацевтической компанией Наталья Гундарева работала над проектом «Во имя здоровья». Этот проект давал возможность пожилым артистам пройти дорогостоящее кардиологическое обследование и последующее лечение. В одном интервью она рассказывала об этом: “…Самая высокая и благородная помощь несчастным - это помощь медицинская, помощь неимущим и малоимущим больным. Обратите внимание на евангельские деяния Христа. То, что древние люди считали чудесами, было чаще всего именно исцеление и излечение от самых страшных тогдашних болезней. Помните, в "Евангелии от Матфея": "И ходил Иисус по всей Галилее... исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях... И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками... и Он исцелял их...".[23]

В 2001 г.  Наталья Георгиевна перенесла тяжелый инсульт, угрожавший ее жизни. Но произошло чудо – актриса пришла в себя, постепенно началось восстановление. Наталья Гундарева так говорила об этом: «Я думаю, что осталась жить не только благодаря врачам, которые меня вытаскивали, и не только близким, а и благодаря любви очень многих людей. Они молились за меня, они подходили и просили обязательно выйти на сцену. Они говорили: вы должны! И если я когда-нибудь выползу на сцену – благодаря им. Я не могу разочаровать тех, кто за меня молился, я должна выйти! В Пятой градской больнице есть церковь, и батюшка мне все говорил: милочка, вы ходите, ходите, вы должны – мы на вас смотрим. И мне ничего не оставалось, как идти». Наталья Георгиевна пыталась осмыслить происходящее с духовной стороны. «Я думаю: почему Бог послал мне эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня? Как на Олимпиаде, где кругом плакаты: «Дальше всех! Выше всех!  Лучше всех!» Может, судьба решила поставить меня на место? (...) И все время думаю об истине, которая стала для меня главной: Бог посылает испытания сильным». [24]

Наталья Старосельская в своей книге о Наталье Гундаревой: «Почему-то кажется, что актриса скромно преуменьшает свои «разговоры с Богом» – она «была где-то там» значительно чаще, потому что каждый раз уводила за собой зрителя, перестававшего ощущать на ее спектаклях свою принадлежность этому времени и этой земле...».[25]

Список ссылок: 

1 - http://www.smotr.ru/pressa/books/gundareva_nu.htm

2 - https://youtu.be/H6KSLkck0MQ

3 - http://www.smotr.ru/pressa/books/gundareva_nu.htm

4 - https://www.mk.ru/editions/daily/article/2005/05/18/196132-natalya-gundareva-sohranite-eto-bozhe-dyihanie.html

5 - Российская газета - Федеральный выпуск № 0(4738) - https://rg.ru/gazeta/rg/2008/08/28.html

6 - Молодежь Эстонии. - 12.09.98 ( www.moles.ee/98/Sep/12/4-1.html)

7 - http://www.smotr.ru/pressa/books/gundareva_nu.htm

8 - Российские вести. – 1997. - № 94 (https://dlib.eastview.com/browse/doc/1914131)

9 - (Отечественные записки – Огонек № 11 (4546) от 22.03.1998)

10 – Хочу быть просто женщиной // Суббота, 02.07.1994г. (https://web.archive.org/web/20040721063308fw_/http://aktrisa2001.narod.ru/intervH.htm )

11 -  https://vladnews.ru/ev/vl/1966/93296/zemnye_obitateli

12 – У нас невозможно быть звездой // Московский Комсомолец. – 1993, 03 февраля.

13 - https://fakty.ua/ru/58212-natalya-gundareva-quot-ne-mogu-privyknut-k-mysli-o-smerti-hotya-i-dumayu-ob-etom-kazhdyj-den-quot

14 - https://youtu.be/4Eh2ZYOlRdw

15 – Леди Макбет с русской душой // Санта, № 8 1995г. (https://web.archive.org/web/20040721120957fw_/http://aktrisa2001.narod.ru/intervJ.htm )

16 - http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/111503?format=read

17 - www.moles.ee/98/Sep/12/4-1.html

18 - https://biography-life.ru/art/930-natalya-gundareva-nasha-rodnaya-natasha.html

19 - http://www.smotr.ru/pressa/books/gundareva_nu.htm

20 - http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/111503?format=read

21 - http://www.smotr.ru/2004/pressa/gundareva_nec.htm

22 - https://russiahousenews.info/art-story/natalya-gundareva-zhizn-slezi-lyubov

23 - https://iz.ru/news/258795

24  - https://rg.ru/2018/08/28/natalia-gundareva-kak-eto-bylo-poslednee-interviu.html

25 - http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/111503?format=read

Достаточно ли вы хороший чтобы войти в Небесное Ц...
Потоп.