Возвращаясь к вопросу власти в Церкви

Больше
11 года 8 мес назад #70354 от Вячеслав
Предлагаю вашему вниманию выдержки из двух книг.
Особое внимание прошу обратить на комментарии Джона Мак - Артура, наиболее авторитетного служителя современности в вопросе пасторского служения.
Как вы видите, пастора и пресвитера утверждаются собранием Церкви, которая проверяет кандидатов на служение по списку требований Священного Писания. И " служителя" избираются на служение верующим, а не для того, чтобы властвовать! Власть в Церкви имеет только Господь Иисус, Библия и Дух Святой.


Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет)
Первое послание к Тимофею 3:1—13
Требования к церковным служителям

В этом отрывке не имеется в виду должность «епископа» ( как в русской синодальной Библии), хотя в обязанности появившихся позднее епископов входил общий надзор. Представление о властных полномочиях, которыми на протяжении всей истории христианства были наделены епископы, не свойственно новозаветному учению. Павел пишет о тех, кто, не обладая властью как таковой, должен был осуществлять общее руководство. Мы не располагаем сведениями о том, что в каждой церкви был только один епископ, и тем более не имеем оснований полагать, что на попечении епископа находилось несколько церквей. Но почему Павел ссылается на верно слово? По всей видимости, это было общепринятое выражение, и Павел использует его, чтобы подтвердить значение должности епископа в глазах тех, кто этого недооценивал. Павел рассматривает епископское служение как благородное дело.


Джон Ф. Мак-Артур
ТОЛКОВАНИЕ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА

1-е Послание к Тимофею
3 глава (некоторые стихи)

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (3:1)
3:1
Обсудив порядок в церкви (2:1–15), Павел переходит к пасторам. Служение, эффективность и свидетельство любой церкви в значительной степени отражают её руководителей. Всё ещё действует принцип «и что будет с народом, то и со священником» (Ос. 4:9). Люди, обычно, не поднимаются выше уровня своего руководителя. Поэтому так важно, чтобы те, кто возглавляет церковь, были высоко компетентны духовно. В этой связи Павел дважды в своих Посланиях даёт подробный перечень их конкретных качеств, здесь ив 1-й главе Послания к Титу. Руководство церкви — в центре новозаветного учения, так как Господь пришёл в этот мир, чтобы создать церковь (Матф. 16:18).
Существует неразрывная связь между репутацией церкви и качеством её руководства. Руководители должны быть благочестивым примером для церкви. Наш Господь сказал в Лук. 6:40: «Научившись, всякий будет, как учитель его» (Новый перевод с греческого подлинника). Павел убеждал коринфян: «Подражайте мне» (1 Кор. 4:16; ср. 1 Кор. 11:1). Филиппийцам он писал: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (Фил. 4:9).
Церковь в Ефесе имела благословения в лице руководителей с такими достоинствами. Она была основана Павлом, который нёс там служение на протяжении трёх лет (Деян. 20:31). За это время он подготовил группу благочестивых руководителей (Деян. 20:17 и далее), чтобы они руководили церковью, когда он покинет их. Однако, как он и предвидел, после его отъезда из Ефеса там восстали лжеучителя (Деян. 20:29–30). После освобождения из своего первого римского заключения Павел вернулся в Ефес и принял меры в отношении двух видных лжеучителей (1:20). Поручив Тимофею решение остальных вопросов в церкви, он отправился в Македонию (1:3). Вскоре после этого он написал Первое Послание к Тимофею, подсказывая ему стратегию по исправлению ошибок и созиданию церкви в Ефесе. В центре этой задачи была настоятельная нужда восстановить благочестивое руководство церкви. Избрать достойных руководителей нужно было, сопоставляя качества людей с требованиями из богодухновенного списка.
Качества, которые Павел излагает в 3:2–7, противоположны качествам некомпетентных руководителей в Ефесе. Он противопоставляет Божьи требования недостойному поведению, которое ефесяне терпели от своих руководителей. Некоторые из них, уклонившись «в пустословие» (1:6), учили ложным доктринам (1:3; 4:1–3, 7; 6:3–5). Они неправильно толковали закон и неверно понимали Евангелие (1:7–11). В руководстве церкви были женщины (2:12), хотя это запрещалось Словом Божьим. Другие были виновны в грехе и нуждались в публичном обличении (5:20).
Все качества, которые перечисляет Апостол Павел,— это духовные добродетели, черты характера, отличающие благочестивых учителей и служителей. Он ничего не говорит об обязанностях служителей, его волнует только их духовность, нравственность и добродетель, как необходимые основания для исполнения долга. Обязанности были понятны, ясность нужно было внести в качества, которыми должен был обладать служитель. Все, кто несёт в церкви служение епископа или пресвитера, должны отвечать этим требованиям. В противном случае они должны быть подвергнуты публичному дисциплинарному взысканию (5:20–24).
Однако, перед тем как обсудить индивидуальные качества, по которым следует оценивать пасторов, Павел высказывает полезные соображения о при-звании к духовному руководству. Во вступительном стихе предлагается шесть аспектов, связанных с призванием к служению: призвание важно, оно ограниченно, непреодолимо, ответственно, достойно и оно требует отдачи.


… В дни Апостола Павла на пасторское служение не шли беспечно. Сегодня люди вступают на путь служения по самым разным причинам, и не все они достойны похвалы. Некоторые занимаются служением из-за денег, другие— из-за того, что это безопасно, престижно и почётно, третьи — из-за привилегии работать с христианами или по другим неприемлемым мотивам. Однако, в ранней церкви условия были совсем другими. Нельзя было заработать много денег, так как церкви были бедными, и лишь очень немногие христиане были богатыми. Служение не являлось престижным занятием в обществе, так как христиане, и особенно проповедники, были презренными изгнанниками (ср. 1Кор. 1:26). Итак как церковь часто была объектом преследований, те, кто занимал руководящее положение, рисковали своей жизнью.
История развития церкви постоянно подтверждает важность духовного руководства. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава рукоположили «пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23). Пресвитеры вместе с Апостолами заседали на Иерусалимском Соборе (Деян. 15:2, 4, 6, 22, 23). Как уже отмечалось, Павел назначил пресвитеров в Ефесе (Деян. 20:17, 28). Павел адресует Послание к Филиппийцам: «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил. 1:1). Фессалоникийцам он писал: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12–13). В том же духе наставляет и автор Послания к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). Пётр писал:


Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых исоучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое увас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, ноподавая пример стаду (1 Пет. 5:1–3).




Так как благочестивые руководители всегда были опорой церкви, необходимо, чтобы они были компетентны. В слабой церкви дело часто не в плохих программах или непосвящённых людях, а в низком качестве руководства. Библейские колледжи и семинарии не выпускают благочестивых служителей; они просто дают им необходимые инструменты для работы. Ни совет пресвитеров, ни братский совет, ни рукоположение не делают человека годным для служения. На них лежит ответственность просто признать тех, кто уже пригоден. Только Дух Святой может сделать из человека истинного духовного служителя.
Именно таких людей Бог ищет, чтобы они вели Его искупленный народ. Такие люди — это те, «кто готов пострадать ради цели, кто достаточно велик для того, чтобы полностью поставить всё на одну карту» (Освальд Зандерс, «Ответственность, руководство, служение», г. Корнталь, «Свет на Востоке», стр. 11).
Призыв руководить церковью настолько важен, что только самые достойные должны откликаться на него.

Некоторые мужчины стремятся к духовному руководству в церкви, потому что их подталкивают к этому люди, которых они уважают. Другие занимаются служением, потому что решили, что для них это лучший вариант. Они любят Господа и Его церковь, поэтому занимаются в Библейском колледже или семинарии, чтобы подготовиться к служению. Однако, так как ими не движет пылкое внутреннее желание нести служение, учеба для них может превратиться просто в академическое упражнение.
Некоторых, наоборот, есть сильное желание нести служение, но им не достаёт самообладания, они не могут посвятить себя в первую очередь подготовке к служению. Они, похоже, не могут дисциплинировать свою жизнь достаточно, для того чтобы осуществить своё желание.
Мужчина, истинно призванный на служение, отличается как непреодолимым внутренним желанием, так и дисциплиной во внешних действиях. Для него служение — это не лучший, а единственный вариант. Он больше ничего не может делать в жизни, что бы удовлетворяло его. Следовательно, он усердно трудится, чтобы подготовить себя и быть пригодным для служения. Несмотря на то, что некоторые могут быть призваны в более позднем возрасте, этого момента ничто другое не сможет удовлетворить их.
Как уже отмечалось, некоторые, стремясь нести служение пресвитера, руководствуются неверными побуждениями, такими как жажда денег, власти или престижа Истинно призванные стремятся не к должности, а непосредственно к труду. Самуил Бренгл писал: «Конечная оценка людей показывает, что историю интересуют не ранги и титулы, которые носит человек, и не должность, которую он занимает, а только качество его поступков и свойства его ума и сердца» (С.W.Hall, Samuel Logan Brengle [New York: The Salvation Army, 1933], 274).

Попросту говоря, честолюбивое стремление занимать должность развращает, желание служить очищает. Наш Господь описывает истинный характер духовного служения в Марк. 10:42–44:


Иисус же, подозвав [учеников], сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, ивельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; икто хочет быть первым между вами, дабудет всем рабом.
В замечательной проповеди под названием «Проповедь плуга» известный английский реформатор Хью Латимер подвергает критике безразличных, продвигающих самих себя по служебной лестнице представителей духовенства того времени:
А сейчас я задам вам странный вопрос: кто самый прилежный епископ и прелат во всей Англии; тот, который превосходит всех остальных в исполнении своих обязанностей? Я могу вам сказать, потому что я знаю, кто это; я хорошо его знаю. Но я вижу, вы затаили дыхание и слушаете, желая, чтобы

назвал его. Есть такой, который превосходит всех, и он является самым прилежным прелатом и проповедником во всей Англии. Знаете, кто это? Я скажу вам — это диавол. Он самый прилежный проповедник; он никогда не покидает свою епархию; он всегда занимается попечительством; вы никогда не увидите его без занятия; он всегда в своём приходе; у него постоянное место жительства; вы никогда не увидите его стоящим в стороне; позовите его, когда хотите, — он всегда дома. Он самый прилежный проповедник во всём государстве; он всегда за плугом; ни господство, ни безделье не могут быть ему помехой; он всегда занимается своим делом; вы никогда не застанете его в праздности, я ручаюсь вам… Где живёт диавол и пашет его плуг, там долой книги, да здравствуют свечи; долой Библии, да здравствуют чётки; долой свет Евангелия, да здравствует свет свечей, даже в полдень… Да здравствуют человеческие традиции и законы, долой Божьи традиции и Его самое святое Слово… О, если бы наши прелаты так же прилежно сеяли семена благого учения, как сатана сеет плевелы! Никогда не было в Англии такого проповедника как он.

Прелаты — это господа… а не труженики; но диавол прилежно трудится со своим плугом. Он — не прелат, который не проповедует; он не высокомерный бездельник в своём служении; он — деятельный пахарь… Поэтому, вы, не проповедующие прелаты, научитесь от диавола; научитесь быть прилежными в исполнении своих обязанностей… Если вы не хотите учиться у Бога и у добрых людей быть прилежными в выполнении вашего долга, научитесь от диавола
(Цитируется по John R. W. Stott, Between Two Worlds [Grand Rapids: Eerdmans, 1982], 27–28).
Церковью должны руководить братья, сердца которых горят любовью к служению.
3:1в
Руководить церковью — это не маленькое поручение, а, скорее, ответственный долг. В Евр. 13:17 дается предупреждение, что руководители будут обязаны дать отчёт Богу за то, как верно они руководили. А Иаков добавляет, что они подвергнутся более строгому осуждению, потому что они учат (Иак. 3:1). Епископ — это перевод слова епископос. В наши дни «епископ» ассоциируется с множеством церковных атрибутов. Но в Новом Завете слово «епископ» (или блюститель) относилось к выполняющим роль пастора или старейшины (ср. Деян. 20:28; Тит. 1:5–9; 1 Пет. 5:1–2).
Некоторые высказывают предположение, что значение слова епископос происходит от таких понятий в греческом обществе, как городской администратор, инспектор или управляющий финансами. Однако в Новом Завете употребление этого слова ближе к понятию ессеев в Кумранской общине. Пресвитеры среди ессеев проповедовали, учили, руководили, проявляли заботу и власть и насаждали порядок. Эти функции более точно отражали функции пресвитера в Новом Завете, чем узкое употребление данного термина греческой культуре.
Каковы же обязанности пресвитера? Он должен начальствовать (1 Тим. 5:17), проповедовать и учить (1 Тим. 5:17), молиться о больных (Иак. 5:14), заботиться о церкви (1 Пет. 5:1–2), быть примером для других (1 Пет. 5:1–2), определять линию служения церкви (Деян. 15:22 и далее) и рукополагать других служителей (1 Тим. 4:14).


Служение — это доброе (калос), благородное, почётное, превосходное дело высокого достоинства. Как всегда признавали благочестивые люди, это самое достойное и славное призвание. Английский реформатор XIV века Джон Уиклифф писал:


Самое высокое служение, которого человек может достичь на земле, — это проповедь Слова Божьего. Это служение больше всего выпадает на долю свя- щенников, и поэтому Бог непосредственно требует его от них… По этой при- чине Иисус Христос оставил другую работу и занялся, в основном, проповедью, так же поступили иЕго Апостолы, иза это Бог их любил… Ицерковь в почёте больше всего тогда, когда звучит проповедь Божьего Слова, и, следовательно, это самое лучшее служение, которое могут воздать Богу священники… Поэтому, если наши епископы сами не проповедуют имешают проповедовать истинным священникам, они находятся во грехах тех епископов, которые убили Господа Иисуса Христа (Цитируется по Clyde
Fant, Jr., and William M. Pinson, Jr., eds., 20 Centuries of Great Preaching [Waco, Texas: Word, 1971], 1:234).

Американский пуританин XVII века Коттон Маттер согласен сэтим:


Эта должность в христианском служении, если её правильно понимать, — самая почётная и важная, какую только человек в этом мире может занимать; и одним из чудес, а также и одним из занятий в вечности будет обсуждать причины, почему Бог в Своей мудрости и великодушии поручил это дело несовершенному и грешному человеку!.. Великий замысел и намерение касательно должности христианского проповедника состоит в том, чтобы восстановить престол и власть Бога в душах людей, показать в самых ярких красках и провозгласить на самом понятном языке чудные совершенства, дела и благодать Сына Божьего и привлечь души людей к состоянию вечной дружбы с Ним… Это работа, которую ангел мог бы почитать для себя за честь; эти обязанности жаждал бы выполнять каждый ангел на небесах на тысячу лет вперёд. Это такая почётная, важная и полезная должность, что человек, если Бог назначил его на эту должность и дал ему верность и успех в жизни, может смотреть с презрением на царскую власть и уронить слезу сожаления о самых выдающихся монархах на земле (Цитируется по Stott, Between Two Worlds, 31).
Проповедь и руководство церковью, которую наш Господь купил ценой Своей Крови, — наивысшее, величайшее и самое славное призвание, к которому кто-либо когда-либо может быть призван.


Те, кто ищет лёгкой жизни, в служении её не найдут. Служение — это труд, это дело, требующее отдачи на всю жизнь. Павел завещал Тимофею:
«Совершай дело благовестника» (2 Тим. 4:5). Он напоминал фессалоникийцам «уважать трудящихся [от слова копиао, что означает «работать до изнеможения»] у вас, и предстоятелей ваших в Господе» (1 Фес. 5:12). Павел говорил колоссянам: «Мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28–29). Служение — это не занятие с девяти до пяти, от которого можно уходить и вечером забывать о нём. Это труд, который никогда не кончается и зависит от максимума наших усилий и силы Христовой, действующей в человеке.
Труд, совершаемый в служении,— это настолько серьёзное дело, что никто не может начать его, основываясь только на своём желании. Тот, кто собирается руководить церковью, должен быть отделён для выполнения этой обязанности самой церковью, когда она ясно признает его одарённость, добродетель и служение в соответствии с требованиями, данными во 2–7 стихах. В ранней церкви знаком того, что такое признание произошло и человек отделён для этого служения, было возложение на него рук (ср. 1 Тим. 4:14). Этот символ пришёл из Ветхого Завета, где тот, кто приносил жертву, отождествлялся сней, возлагая на неё руки. Возлагая руки на кандидата на это служение, руководители церкви показывали тем самым своё единство и солидарность с ним. Они также выражали свою похвалу, поддержку и подтверждение. Павел строго предупреждал Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22). Те, кто рукополагал недостойного человека на это служение, разделяли с ним ответственность за его грех. Ранняя церковь очень серьёзно относилась к рукоположению. В Деян. 13:2 и 14:23 мы читаем о том, что отделение людей на служение сопровождалось молитвой и постом. В первые годы это делалось Апостолами (Деян. 14:23), а позже пресвитерами каждой общины.
Итак, духовное руководство начинается с Божественного призвания. Братья, движимые непреодолимым желанием, активно стремятся служить церкви. Собрание либо утверждает, либо отвергает это призвание, основываясь на том, насколько жизнь этого человека соответствует требованиям, которые Святой Дух установил в 3:2–7.

Модераторы: Тарас