Животворящий огонь на Пасху

 

  • В.Гапонов "О чудесах неодушевленных святынь"


  • Именно так православные называют явление, происходящее ежегодно в день Пасхи в Иерусалиме. Что это за явление? Может это на самом деле сверхъестественный знак свыше об особом благоволении Бога к православию? Давайте рассмотрим всё по порядку.

    Читая описание этого феномена в книге "100 великих сокровищ", я поймал себя на мысли, что сегодня усиленно проталкивается или, я бы даже сказал, навязывается мысль о исключительности православия. Её автор Н. Ионина, видимо сама ревностная православная, поспешила ввести само явление в разряд сокровища. Она даже не посчитала нужным приводить читателю данные о том, что само местоположение Голгофы спорно. Оно неспорно только для самих православных, да католиков, потому что они сотнями лет там поклонялись.

    Как сообщает Ионина, во времена императора Константина (IV в.), на месте смерти Христа был построен храм. За многие столетия храм многократно уничтожался то неприятелями в лице персов и мусульман, то страдал от грабежей и внутренних разборок среди самих христиан. Вокруг предполагаемой Голгофы было построено много храмов. Особое покровительство православным оказывалось со стороны русских царей, поскольку с 1453 г., т.е. после завоевания Византии турками, Россия оставалась единственной православной державой. И вот в этом-то храме и происходит чудо схождения огня. Оно зафиксировано на видеокамерах и фотографиях.

    Приготовления к чуду начинаются с пятницы. В предполагаемом месте погребения Христа Иерусалимский православный патриарх вечером оставляет заполненную масло лампаду. Всё это осуществляется под надзором полиции, чтобы там не было никаких веществ способных произвести огонь. На помещение налагается печать. В субботу патриарха дополнительно проверяют перед входом в это место, чтобы он ничем не мог зажечь лампаду. В прежние времена за этим следили специально поставленные султаном-мусульманином люди.

    Огонь появляется между 13 и 15-16 часами дня, после того как туда заходит один патриарх. Здесь описания по разному передают возникновение огня. Одно говорит, что огонь появляется сначала на лампаде патриарха и лишь потом передаётся всем остальным. Другое, принадлежащее нашим крымским паломникам, указывает, что сначала под куполом храма проносятся молнии и начинают летать электрические шары и у некоторых паломников свечи зажигаются сами собой, даже раньше чем у патриарха.

    Ионина утверждает, что первое упоминание о появлении такого огня в этом храме относится к IV веку. Честно говоря, я не смог найти ни одного упоминания об этом в трудах отцов и учителей Церкви того времени, т.е. здесь явный подлог. Кто-то когда-то задним числом мог приписать это явление IV веку, но о нём нет в том времени никаких упоминаний. Удивляться же этому я лично не удивляюсь, поскольку подобные "ляпы" в православных сказаниях встречаются на каждом шагу.

    Зато я смог найти другие небезынтересные факты. Так у одного из самых известнейших отцов Церкви Августина встречаются кое-какие сказания бывшие в ходу среди язычников. В частности там встречается и неугасимая лампада в честь римской богини Венеры, а также упоминается о чудо-источнике в котором факелы то гаснут, то зажигаются сами собой . Впоследствии неугасимая лампада появится перед изображением Спаса Нерукотворного: видимо кому-то из потомков понравилась сама идея такой лампады и он приспособит языческое сказание к церковной легенде .

    Первое упоминание о ниспадающем небесном огне, приводящееся в "Энциклопедии для детей", относится к VI-VII в. и вовсе не связано с нашим храмом, хотя и оно попахивает какой-то бессмыслицей. Якобы мальчики играли в церковь (какие набожные мальчики!) и когда они начали копировать богослужение, то вышел огонь с неба и испепелил как само хлебное приношение, так и камень на котором оно лежало . Если бы православные смогли найти более раннее свидетельство о чём-то подобном, а главное - более умное, то они не преминули бы его привести.

    Возвращаясь к нашей теме о Благодатном огне на Пасху, я ещё кое-что добавлю. В XVI в., как утверждают православные, армяне попытались у них отнять право быть первыми через кого Бог подаёт чудо нисхождения огня. Однако Бог Сам решил уничижить армян (видимо из-за их монофизитской веры (18)) и у армянского епископа лампада не зажглась. Зато треснула от удара молнии мраморная колонна в храме и у православных опять зажглись свечи. Можно было бы и поверить в это чудо, но...

    Инок Парфений, живший в XIX в. и описавший эту историю, не удовлетворившись только этим и без того сказочным рассказом, присовокупляет и ещё одну порцию "благочестивой" ерунды. Оказывается при этом обратился один мусульманин, уверовав во Христа. То ли в порыве религиозного экстаза, то ли его обуяло желание стать каскадёром, но он почему-то решил не сойти со своего поста, находящегося на высоте 12 метров (высота четвёртого этажа), а спрыгнуть оттуда. Конечно, и сегодня десантники спокойно могут спрыгнуть с такой высоты. Но кто сможет прыгнуть так на мрамор, чтобы на нём отпечатались твои ступни, словно ты прыгнул в воск? А у него получилось! Дальше этот неофит в азарте воткнул копьё в мрамор как будто в мешок с соломой. Однако все эти трюки никак не избавили нашего эквилибриста от смерти: турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Наш Парфений, для пущей убедительности чуда, испортил всё этой бессмысленной историей о каскадёре, но, как я думаю, он, не будучи сам очевидцем, лишь добросовестно передал легенду об этом событии . На фоне этой небылицы есть все основания усомниться в правдивости истории с этой колонной, тем более, что по моему чудо с каскадёром выглядит даже куда более впечатляющим, чем чудо с огнём.

    Интересно, но ни один источник не называет более конкретно когда же именно и по какому случаю начало происходить чудо нисхождения огня. Видимо это навсегда покрыто мраком истории, хранящей много и других секретов.

    Кто-то скажет: "Хорошо, пусть мы и не знаем точно истории происхождения этого феномена. С таким успехом мы не сможем узнать и историю возникновения исцелений в иерусалимской Вифезде, а они там происходили. Библия говорит, что ангел Господень иногда сходил в эту купальню и кто первый видел возмущение воды и входил в неё, тот и исцелялся (Ин.5:1-4). Здесь может происходить то же самое только с огнём." Даже у пророка Илии чудо с огнём происходило только несколько раз, а больше мы не встретим такого примера ни у одного из библейских пророков или апостолов.

    Вспомним уже упоминаемого нами Фому: когда он хотел потрогать раны Христа своими руками, то чем закончилась эта история? Иисус сказал Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20:29). Истинная вера не зависит от видимых знамений. В другом месте, где от Христа требовали показать знамение в доказательство истинности Его служения, Он отвечает: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (имеется ввиду воскресение Христа через 3 дня)" (Мф.16:4). Иисус осудил само стремление к требованию знамений. Мы можем найти примеры в Писании и дальнейшей истории Церкви, когда Бог мог проявляться в чудесах, но нигде не найдём, чтобы Он проявлялся в одно и то же время в одном том же месте одним и тем же образом. Почему православные не могут верить в Бога без этого знамения? Для кого предназначено это знамение? Протестанты со свечами туда не ходят. В религиозный экстаз от феномена впадают сами же православные.

    Какой смысл во всём этом действе может усмотреть обычный мирянин? Наша церковь самая правильная, победа будет за нами? Ну привезёт он с собой целый контейнер свечек, зажжённых от "благодатного" огня - какой смысл?! Они что, помогут причаститься Божьей благодати или будут гореть в 5 раз дольше обычных свечек? Принять правоту православия я не могу. Вся моя внутренность противится этому. И дело здесь не в слепом бунтовстве. Невзирая на то, что мне лично в православном учении многое нравится, особенно в наследии отцов и учителей Церкви, я не могу воспринять идею её богоизбранности. Если при всех своих заблуждениях, коими она изобилует, ПЦ может быть богоизбранной, то многие течения в протестантизме и подавно находятся под Божьим благоволением.

    Почему я столь категоричен? Среди протестантов можно встретить намного больше прилежных верующих, их учение чище православного уже хотя бы только потому, что избавлено от многих злоупотреблений основанных на культе святынь и многих баснотворных преданий. А сколько афер и грязи в среде епископата и чёрного духовенства - это только один Бог ведает! Как я могу принять знамение огня, если вижу прямые отклонения православного учения от библейских норм? Как это знамение изменяет жизнь большинства православных? Не секрет, что большинство их на протяжении всей истории православия всегда оставались полумирскими людьми, погрязшими в суевериях и обрядоверии.

    Учение евангельских христиан даёт шанс людям акцентировать внимание на взаимоотношениях с самим Богом через Библию, достаточно эффективно борясь и с суевериями и с обрядоверием. Чудо с огнём, по большому счёту, лишает православных такого шанса. Как это? Слыша об этом чуде рядовой православный рассуждает: "Наша церковь самая верная, самая правильная и никакая другая мне не нужна и ни к чему их слушать этих еретиков-протестантов". По сути чудо с огнём только укрепляет такого полуверующего в его предрассудках.

    Пойми, дорогой читатель, что укреплять в православии в данном случае - это вовсе не то же самое, что укрепляться в Боге, хотя богословы православии именно такую мысль стараются вколотить в умы своих последователей. Нет! Главная цель Бога - это взращение веры людей в Иисуса Христа, а не укрепление веры в церковь, которая сама страдает и, можно сказать, истекает кровью от своих заблуждений . Этот огонь для меня стоит в одном ряду со слезами икон, на которых никто уже давно не обращает внимания, с экстрасенсами, заряжающимися энергией от икон, а также с бабками, посылающими креститься в православной церкви, прежде чем заняться колдовством над крестившимися.

    Может кто-то и ещё возразит: "А слышал ли ты, что "необъяснимое свойство Благодатного огня таково, что он не обжигает в первые минуты своего горения"?" . Утверждать обратного я не берусь, поскольку при этом событии никогда не присутствовал. Однако для меня это не является неопровержимым доказательством божественности чуда. В то же время я не считаю, что здесь может быть чей-то преднамеренный обман, если такой феномен необжигающего огня на самом деле имеет место.

    Атеисты и это явление поспешили внести в разряд шарлатанства. И действительно, в истории РПЦ имели место случаи самопроизвольного возгорания лампад или свечей. Если "распушить оголённый фитиль свечи, смочить его раствором белого фосфора в сероуглероде - через время свеча сама собой загорится" . Видимо могли иметь место и случаи надувательства верующих со стороны духовенства. Возможно и так. Если бы не этот момент необжигающего огня, то так и можно было бы подумать в отношении приготовлений иерусалимского патриарха: рассчитав время, можно такой фокус произвести. Всё будет зависить от количества сероуглерода, предохраняющего фосфор от самовоспламенения.

    По моему мы или имеем дело с неизвестным природным явлением, которое каким-то образом кто-то догадался воспроизводить, создавая для него необходимые условия или... Вот это-то "или" меня пугает. Знамением Бога, данным для правоты православия, я, как уже сказал, принять его не могу по вполне известным читателю причинам. Значит остаётся только считать его бесовским обольщением людей жаждущих знамений от Бога. Это шоу, вызывающее подъём патриотического экстаза в верующих служит для их обольщения так же, как некогда обольщались некоторые монахи, принимая свет из тьмы духовной за свет истинный. Известно, что при определённом психическом настрое люди могут босиком ходить по горящим углям или сидеть как йоги на гвоздях. Мне кажется, что паломники, настроенные по боевому, вполне могут быть в состоянии пригодном для восприятия огня, как необжигающего вещества.

    К тому же существует, видимо негласное, убеждение среди православных, что пока сходит этот огонь, до тех пор есть Божье благоволение над их церковью. Однако в последнее время, как сказано в Писании, "огонь низводить с неба на землю пред людьми" (От.13:13) будет лжепророк, поддерживающий антихриста. Это он будет удивлять огнём живущих на земле. Этот "благодатный" огонь также вызывает экстаз у присутствующих, не неся ни исцеления ни решения каких-то конкретных человеческих нужд. Но о тот, чтобы Бог постоянно и по расписанию для доказательства чьих то притязаний посылал огонь на землю - такого в Писании нет. Да, сказано об одном огне от Бога в последнее время, но это не будет цирковым представлением, а истреблением пособников сатаны (От.20:9). Я не могу усмотреть никаких библейских оснований для такого феномена.

    Не берусь утверждать какая именно причина лежит в основе этого феномена, но у меня есть все основания усомниться в его православном толковании. Христиане всегда должны помнить об опасности увлечения знамениями и стараться верить Христу, основываясь на Божьем слове.


    РЕЗЮМЕ

    Таким образом шарлатанство налицо и лишь непросвещённость простых верующих позволяет лидерам их церкви спекулировать на мнимых святынях. Я не могу понять какая может взращиваться духовность в людях, которых привлекают к фальшивым святыням? Лидеры и богословы ПЦ обвиняют евангельских христиан в каких-то мнимых или явных ошибках и в тоже время преспокойно смотрят, как их овцы с их активной подачи посещают эти "липовые" святыни, поклоняются и целуют их. Ну не верю я, что они не понимают сами лживость большинства таких святынь. Если же понимают, то сами грешат, вводя людей в заблуждение и укрепляя их в нём.

    На фоне этих вопиющих злоупотреблений не мешало бы хоть чуточку проявить совесть и быть поумереннее, критикуя всё неправославное христианство. У меня лично создаётся впечатление, когда я вижу все эти их мистификации, что мнимое зло протестантизма (даже если принять его за фактическое!), о котором так много сегодня говорят некоторые не в меру ретивые богословы РПЦ, намного меньше реальных заблуждений в самой ПЦ. Причём чистить надо не просто какие-то народные суеверия, а само богословие РПЦ. Ведь именно недостатки и непродуманность отдельных аспектов в почитании святых, икон, мощей, реликвий и святых мест порождают эти сами суеверия.

    И хуже всего, что многие заблуждения, которые можно устранить, честно назвав их таковыми с епископской кафедры, обходятся молчанием и даже поощряются. Если всё соблюдать, как повелевается установлениями ПЦ, то среди православных мракобесию всегда будет прижиться намного проще, чем среди евангельских христиан.

    Почему я так категоричен? Злоупотребления и суеверия, как я уже сказал, в православных установлениях найдут намного большую подпитку, чем в протестантских. Поскольку православным надо много чего почитать, то шансы что-то перепутать или заблудиться в этом сонме святынь намного больше. К тому же простой народ как правило очень далёк от сложных систем православного богословия, а значит будет служить Богу по своему разумению, а не по богословским установлениям. Подобное заявление прекрасно подтверждается самой историей Русской Православной Церкви за 1000 лет её существования в нашей стране. Будем помнить, что в делах веры человеческий ум очень плохой советчик. Здесь необходимо просвещение библейски познанием.

    Евангельские христиане считают для себя главным почитание Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Пусть лучше наши силы и время будут больше отданы Богу, чем мы станем распыляться на сомнительные культы посредников или неодушевлённых святынь. Чему больше отдаёшь времени, тому ты и служишь. Так где же здесь можно усмотреть грех с нашей стороны, когда мы ради Бога не хотим и боимся впасть в непочтительность к Нему, отрицая эти культы? Почему нас обвиняют в ереси за наше желание почитать одного Бога? Ведь это намного безопасней, чем делить воздаваемую нами славу между Им и культами посредников и святынь. Не лучше ли воспользоваться для себя более безопасными средствами? Мы обязаны сохранить верность Богу, а не какой-то конкретной религиозной организации. Если же я для себя вижу более безопасным путь без этих культов, то лучше избрать путь настолько простой, насколько допускает Священное Писание.

    Вера в Бога без культа Богородицы, святых, икон, мощей и реликвий - это библейская вера. Вера же в Бога со всей этой атрибутикой невозможна без искажения смысла Писания в пользу позднейших церковных традиций. Каким путём идти - каждый выбирает сам, но выбирать ни в коем случае не надо слепо, по инерции, по ложному чувству патриотизма к национальной вере. Тебе за свою душу самому надо давать отчёт перед Богом (Рим.14:12: "Каждый из нас за себя даст отчёт Богу"). Следовательно взвесь все "за" и "против" и выбери такую церковь, где твои отношения с Богом найдут наиболее эффективное выражение.

    Приведение личной жизни в порядок, не зависит ни от каких внешних факторов, но от искреннего покаяния и веры в Бога. Увлечение же святынями - это небиблейский путь духовного развития. Идти им - не видно будет конца. С каждым годом число святых увеличивается, а, значит, и число святынь тоже. Если бог даст жизнь еще на тысячу лет, то скоро негде будет ступить ногой, поскольку все будет связано с чем-то святым. Запомнить все это невозможно, да и не нужно. Лучше нацеливать человека на живые отношения с Богом, а не переключать его внимание на множество чудотворных икон, мощей, реликвий и святых мест. Несправедливо сомнительному культу отдавать предпочтение перед несомненной верой в личность Иисуса Христа.

Пастырь, ведущий свою паству
Согласно мнению социолога Филиппа Пейсселя....