Особо выделяется, стоит на особом месте постоянных гонений, издевательств и зверских убийств - еврейская нация. Шесть миллионов – правда ли это? Подсчет числа жертв появляется в документах и научной литературе почти с самого окончания второй мировой войны. Аба Ковнер, в речи, обращенной к солдатам Еврейской бригады, говорил: «В те дни, когда нас, наших детей, наши дома засасывала и заглатывала - слой за слоем - сочащаяся кровью земля, мы не знали, - известно ли вам что-то о нас, доносится ли до вас наш предсмертный крик. Но мы были уверены: рано или поздно вы узнаете – нас нет. Нас убили. Вырезали. Мы погибли. Не может же надолго остаться тайной отсутствие шести миллионов человек. Настанет ужасный день, когда людям станут известны числа. И как больно было думать, что в ваше сознание проникнет только размер национальной катастрофы, но никогда – глубина её».
В 1940 году немецкие и голландские власти начали осуществлять полную перепись еврейского населения. Формально гетто не существовало, но это не значило, что евреи обладали правом свободного передвижения. В 1941 году всем евреям было приказано записаться в отдельные списки (подавляющие их большинство выполнило приказ), в 1942 году добавили ношение желтой латки, внешне отличавшей еврея от нееврея. Позднее были изданы приказы, запрещавшие евреям посещение разных общественных учреждений и мест развлечения, мест отдыха (парки, рестораны, кафе, театры, концертные залы, музеи, библиотеки и т.д.). 30 сентября 1940 г. издан указ об удалении всех евреев с государственной службы и служб в муниципальных органах (Голландия), запрет на прием студентов в университет. Параллельно издано масса других указов с запретами.
Во время войны существовали лагеря, предназначенные исключительно для евреев, как трудовые, так и лагеря смерти. Среди смешанных лагерей, где находились люди различных национальностей, в «еврейских бараках» условия содержания считались особо тяжелыми. Отто Шик, чешский узник еврейского происхождения, рассказывает: «Так как мой дед был евреем, я был переведен в 5 барак, еврейский, самый худший в лагере. Там было около 1200 евреев. Нас обули в деревянные башмаки, которые тут же потерялись, и пришлось ходить босиком. В снег и мороз мы носили в легкую одежду… Мы должны были таскать тяжелые камни из каменоломни вверх по ступеням. Многие оступались и падали, и тогда они получали удары, от которых умирали. Если кто-то падал, его затаптывали, потому что узники боялись остановиться и получить побои.
Время от времени отбирались несколько узников, которых заставляли прыгать с обрыва. Почти все 1200 человек были убиты одним из этих способов, кроме 30 человек, умерщвленных инъекцией фенола в сердце. Так как я не был полноценным евреем, ко мне относились лучше, потому мне удалось выжить. Нам давали мало еды, ставили в 100 м от нас. Мы должны были ползти, что бы получит её. Иногда, когда мы добирались, эсэсовцы выплескивали её на землю, и нам приходилось слизывать её оттуда». Не только начальство, но и многие узники относились к евреям с ненавистью. Беньямин Экштейн пишет о Маутхаузене: «Особенно удручает ненависть к евреям со стороны других заключенных. Евреям, например, выделялось отдельное от других заключенных место в бараке. На них вымещались все те унижения и побои, которые другие заключенные хотели бы направить против своих мучителей».
Любой еврей после 1945 г. был одинок, он потерял родителей, родню, друзей и каждый, возвратившийся, нес в своем сердце лагерь. Потрясают многочисленные случаи, когда люди, выстоявшие лагерь, ломались после него. Ломались, осознав свое невыносимое одиночество, осознав свой страх перед людьми. Выживший еврей искал свой путь в обществе, но слишком часто общество не желало принять его. В нем он ощущал себя нежеланной частицей, в нем его упрекали, и в нем раздражал сам факт его существования, в нем не раз относились к нему с презрением, недоброжелательством, пренебрежением. «Если ты случайно наступил на ногу в трамвае, ты «проклятый еврей». На других улицах ты гораздо чаще слышишь «жид», чем многие предполагают. В общественных школах многие еврейские дети страдают от этого положения. Это уже не прежний «антисемитизм в легкой форме», а нечто более серьезное и опасное» - из статьи «Антисемитизм в Дании – вопреки всему». 1946 г.
После войны существовало две причины антисемитизма:
1 – утверждение, что все евреи сторонники нового режима, проникающие на все посты (жидокоммунизм).
2 – нежелание возвращать квартиры, бывшее имущество и места работы евреям.
После 1945 г. начали убивать тех, кто вернулся из лагерей или партизан. Были разработаны специальные методы убийств, постоянно угрожая жизни уцелевших евреев. Шантаж, инциденты, провокационные наветы, погромы, 5 графа о национальности, «не брать» на секретные объекты и многое другое.
Исчез ли антисемитизм сегодня? Речь партизана и поэта Абы Ковнера: «Если бы никого не осталось в живых, и последние тоже сгорели бы в языках пламени, то погибшие миллионы унесли бы с собой в могилу не только свои тела, но и великую истину. И истина эта о той жизни настолько ужасна, сущность происходящего злодеяния настолько горька, что если бы у меня была хоть искра надежды, что все это навсегда прошло, я бы заповедал вам: «Молчите». Пусть растает в дымке вчерашнего дня этот кошмар! Пусть из тумана возникнет легенда. Пусть утешением нам будет иллюзия.… Но что делать с тем, что в наших наболевших душах или в наших излечившихся душах мы имеем не только картину прошлого, но и видение будущего. И мы чувствуем всеми фибрами своей души дыхание приближающегося костра. Дыхание пожара, тлеющего во всех уголках Европы, на всех ее просторах и дорогах. Этот новый пожар разожгли в Майданеке, Понарах, Треблинке, там, где миллионы людей из десятков стран видели, как это делают, с какой легкостью, с какой простотой, с каким спокойствием. И новый пожар просыпается в освобожденной Европе, где чувство вины миллионов соучастников убийств постепенно превращается в знание, пока еще не осознанное, что это делать можно, что это делать выгодно».
Статистические данные звучат угрожающим эхом прошедших дней. 60% населения Европы считают сегодня, что во всех бедах, войнах и катастрофах виновны евреи. Ненависть только к одному человеку (еврею), ведет к ненависти целой нации.
Давайте сегодня, каждый из нас, честно посмотрит в свое сердце. Не являемся ли и мы частью тех, кто стоит недалеко в своих мыслях, чувствах и отношении к евреям от палачей. Может, все-таки, не евреи виноваты в тех проблемах, которые возникают у нас, а мы сами? А может, мы просто иногда завидуем успехам других, их таланту и трудолюбию, сами оставаясь при этом ленивы, и поэтому к нам не может придти успех, такие же результаты? Вам не нравится хитрость евреев, а не хитрили ли мы сами в своей жизни? И не станем ли и мы хитрыми, живя в постоянной травле и страхе?
Талантливый, добрый, веселый народ, обогативший своим наследием не только науку, культуру, поэзию и живопись, но и духовную жизнь людей. Библия – богатое наследие еврейского народа. Если мы пьем из этого источника, получаем силу и здоровье, можно ли в него плевать?
Хочется сегодня громко закричать на весь мир: «Люди, остановитесь, опомнитесь, хватит ненавидеть и уничтожать друг друга. Мы созданы Творцом, что бы любить каждый народ, каждую нацию на этой земле, любить, а не убивать друг друга».
«Отче, прости нам, ибо не ведаем, что творим».
Е. Никитина
Комментарии