«Религиозное» покаяние эгоистично, самоправедно и до самого конца исполнено горечи

С точки зрения номинальной религии мы сожалеем о содеянном грехе из-за последствий, которые затрагивают нас. Грех приводит к наказанию, которого мы желаем избежать. Поэтому мы совершаем покаяние. Но Евангелие говорит нам, что грех не может в конечном счете привести нас (христиан) к проклятию (Римлянам 8:1). Ужас и отвратительность греха состоит в том, чем он является по отношению к Богу – оскорблением и неуважением. Таким образом, в религии покаяние акцентирует внимание человека на самом себе. Согласно же Евангелию, покаяние акцентирует внимание на Боге. Религия заставляет нас, главным образом, сожалеть о последствиях греха, а Евангелие побуждает сожалеть о самом грехе.

Более того, «религиозное» покаяние самоправедно. Оно может легко стать некой формой «искупления» за грех. «Религиозное» покаяние часто становится способом самобичевания, посредством которого мы уверяем Бога (и себя), что мы до такой степени искренне сокрушены и сожалеем о соделанном грехе, что заслуживаем прощения. Однако из Евангелия мы знаем, что Иисус страдал и был смирен до смерти крестной за наши грехи. Следовательно, нам нет необходимости страдать для получения прощения. Мы просто принимаем прощение, заработанное для нас Христом. Отрывок 1-е Иоанна 1:8 говорит, что Бог прощает нас потому, что Он верен и праведен. Это восхитительное заявление! Для Бога было бы совершенно несправедливым отказать нам в прощении, ведь Сам Христос заработал наше принятие! В религии мы зарабатываем прощение своим покаянием, но согласно Евангелию мы его просто получаем.

Религиозное покаяние до самого конца исполнено горечи. С точки зрения номинальной религии наша единственная надежда состоит в следующем: прожить достаточно хорошую и правильную жизнь, чтобы Бог благословил нас. Поэтому каждый случай греха и покаяния в нашей жизни является травматичным и неестественным, ужасно пугая нас. Лишь под огромным давлением религиозный человек признается, что согрешил, – ведь его единственная надежда опирается на собственное моральное благообразие. Но в соответствии с Евангелием знание о принятии во Христе упрощает нам признание своих грехов (мы знаем, что не будем отвергнуты, если признаем истинную глубину нашей греховности). Наша надежда основана на Христовой праведности, а не на нашей собственной. И поэтому признание своих преступлений и падений становится для нас менее болезненным. В религии мы прибегаем к покаянию все реже и реже. Но согласно Евангелию, чем сильнее мы ощущаем себя принятыми и любимыми, тем чаще мы будем совершать покаяние. И хотя, вне сомнений, в любом случае покаяния присутствует горечь, Евангелие всегда дает ощутить и сладость. Оно создает радикально новую динамику для личного духовного возрастания. Чем больше ты видишь свои ошибки и грехи, тем более драгоценной, величественной и поразительной предстает перед тобой Божья благодать! Но, с другой стороны, чем глубже ты понимаешь Божью благодать и принятие во Христе, тем больше ты способен признать истинные размеры своего греха и отвергнуть попытки оправдать себя. Грех, стоящий за всеми другими грехами, – это недостаток радости во Христе.

Преображение покаяния

Очень важно осознать, как Евангелие влияет и преображает действие покаяния. В номинальной религии покаяние имеет целью делать все возможное, чтобы Бог был счастлив и мог благословлять нас и отвечать на наши молитвы. Это означает, что такое «религиозное» покаяние 1) эгоистично, 2) самоправедно, 3) до самого конца исполнено горечи. Но в Евангелии цель покаяния проявляется в неоднократной радости нашего единения со Христом, и необходимо оно для того, чтобы ослабить нашу греховную потребность в совершении всего того, что противно Божьему сердцу.

Омытие ног приносит смирение
Семья и брак.