Александра

О ЛИЦЕМЕРИИ


.
Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, — так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели.

Лицемерство рождается от тщеславия.
Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой.
Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно в омрачении своем ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. Эта слава представляется, как и жизнь земная, вечным, неотъемлемым достоянием. Тщеславие, ищущее не самой добродетели, а только похвалы за добродетель, заботится и трудится единственно о том, чтоб выставить пред взоры человеческие личину добродетели.



И предстоит лицемер, облеченный в ризу циничного обмана.
На наружности его видна добродетель, которой в сущности он вовсе не имеет, в душе его видны самодовольство и напыщенность, потому что он прежде всего обольщен и обманут в самом себе.

Болезненно наслаждается он убивающим его тщеславием, болезненно наслаждается обманом ближних, болезненно и злосчастно наслаждается удавшимся лицемерством. Вместе с этим он соделывается чуждым Богу. Ибо «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Притчи 16:5)




Пагубны тщеславие и рождаемое им лицемерство в самом начале своем, - они лишают человека всякой награды небесной, в единственную награду предоставляя ему избранную им вожделенную ему суетную похвалу человеческую. Такой приговор на тщеславных лицемеров произнесен Господом. Наставляя Своих учеников творению добрых дел втайне, Господь завещает: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф. 6:1)

Ужасны тщеславие и лицемерство в развитии своем и зрелости своей, когда они возобладают человеком, когда они обратятся в правило деятельности и в характер. Ими образуется фарисей, стремящийся со слепою решимостию к совершению всех беззаконий и злодеяний. Ими образуется фарисей, нуждающийся в личине добродетели только для того, чтоб свободнее и успешнее утопать в злодеяниях. Омраченные и ожесточенные фарисеи совершили ужаснейшее преступление между преступлениями человеческими, — они совершили богоубийство. И если б могло существовать какое преступление более лютое — они бы не содрогнулись, и посягнули бы на него.



Такова плачевная картина нравственного опустошения, нравственных бедствий, совершаемых тщеславием и лицемерством в падшей человеческой природе. Искупитель наш, Господь наш Иисус Христос, даровавший нам действительнейшие врачевания против всех недугов наших, телесных и душевных, заповедует врачевать страсть лицемерства в корне ее, в ее начале, в тщеславии.

Тщеславие алчет и жаждет славы человеческой.
Господь повелел умерщвлять его свойственным ему гладом.
Он повелел отнять у тщеславия пищу и питие — человеческую похвалу; повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих, повелел все добрые дела, самую любовь к ближним, приносить всецело в жертву единому Богу.



При свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшись в глубину сердца человеческого, можно усмотреть в этой глубине, что тщеславие является страстью многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою.

Все прочие страсти возмущают спокойствие человека и немедленно обличаются совестию; - а страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело.

Все прочие страсти прямо нарушают противоположные им добродетели:
так объедением нарушается воздержание, гневом — кротость, сребролюбием — щедрость.
Тщеславие, по-видимому, не нарушает ни одной добродетели.
Оно, отняв у человека памятование о Боге, о несказанном величии Божием, о несказанной святыне Его, пред которою самое небо нечисто, увлекает падшего человека взглянуть на себя с одобрением и удовольствием, полюбоваться собою.

В ослеплении своем из удовлетворения самим собою, тщеславный благодарит Бога, как фарисей, что он «не таков как прочие человеки», — забыв, что благодарение Богу падшим человечеством может быть приносимо только из видения множества собственных согрешений и немощей. Видения, соединенного с видением неизреченных благодеяний Создателя к Его созданию, к созданию погибшему.




Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями: оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется соделать всякую добродетель причиною и поводом к осуждению человека на суде Христовом. Оно дерзостно стремится к творению чудес, и решается искушать Господа!

Чуждое духовного дара, оно ищет представить себя имеющим дар, или по крайней мере внушить подозрение к себе в людях, как бы к чему-либо вышеестественному; оно ищет этим обманом бедственно утешить себя. Оно соприсутствует при посте, при молитве, при милостыне, — стараясь восхитить жертву, приносимую Богу, и осквернив ее человекоугодием, соделать непотребною.



Тщеславие преследует не только на людях, но и в уединении.
Не имея возможности доставить подвижнику душепагубную похвалу от посторонних зрителей, приносит ему похвалу в помыслах, рисует и изображает обольстительно в воображении славу человеческую.

Противостанем с решимостию, с самоотвержением душепагубной и льстивой страсти тщеславия! Противостанем ей, утвердив на камени Христовых заповедей наше слабое сердце, которое само по себе удобно колеблется как бы от ветров, от влияния и действия на него различных страстей. 0твергнув, и постоянно отвергая тщеславие, мы будем уже в безопасности от другой страсти, от ужасной страсти лицемерства.

Добрые дела наши и подвиги будем совершать по наставлению Спасителя - втайне.
“Обрати внимание на то, чтоб, находясь между братиями твоими, тебе отнюдь не показаться праведнее их в чем-либо. Поступая иначе, соделаешь два зла: братий уязвишь твоим притворным усердием, а себе непременно дашь повод к высокомудрию. Будь усерден в душе твоей, не обнаруживая этого ни телодвижением, ни видом, ни словом, ни паданием” (И.Лествичник) .



Если же это случится — возведем скорее мысль на небо пред Бога.
Когда ум человеческий озарится духовным созерцанием Божественной славы и величия, и низойдет оттуда к созерцанию самого себя, тогда он уже не видит величие человечества. Он видит его нищету, греховность, немощь, падение. Тогда он получает правильное понятие о человеке, чуждое тщеславного обольщения, и восклицает вместе с Иовом:

«Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя,
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.» (Иов 42:5,6)

ИСТИННОЕ СМИРЕНИЕ - ПРОИСХОДИТ ОТ БОГОПОЗНАНИЯ.
Аминь.


(Иг. Брянчанинов)

Религия этого мира.
Новый человек или Нео