Тайны Рождества

Канун Рождества, весь мир готовится к этому святому празднику. Каждый отмечает его по-своему, кто-то крепко выпьет, сам не зная за что, кто-то вообще не считает его праздником, а некоторые готовятся провести этот день в молитве. Но, не смотря на личные убеждения людей, есть вещи, которые ставят под сомнение и затеняют саму суть и смысл этого праздника. 

На Рождество все ждут подарков и чудес, дети ходят по домам и поют колядки, магазины забиты товарами, развешена реклама Кока-Колы, по телевизору рекламируют различные рождественские шопинги, акции, у всех праздничное и весёлое настроение. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, греховного. Но правда в том, что далеко не каждый знает, что он на самом деле празднует. Услышав слово "Рождество" у людей в голове формируется скорее образ "Деда мороза" или "Санта Клауса" чем младенца Христа. Кто же на самом деле этот Санта Клаус, что означает елка на Рождество и зачем дети поют колядки?


Кто такой Санта Клаус

Итак, какая тайна скрыта в этом добром дедушке в красно-белом наряде, который уже много лет покоряет сердца детей по всему миру?

На западе, каждый ребенок верит в живого Санту и ждет, что он на Рождество залезет в домовую трубу и оставит ему подарки. Дети, которые хотят получить подарки на Рождество, целый год ведут себя как следует, чтобы дедушка не счел их проказниками, и не лишил подарков. Они нашли себе кумира, и на протяжении всего детства, он является для них богом. Если посмотреть с другой стороны, то детей обманывает не Санта Клаус, а их родители. Дети от рождения не знают ни о рождении Христа, ни о Санте, и только их родители решают, что лучше внушать ребенку - Христа или Санту.

Первая теория о происхождении Санты гласит, что Рождество в действительности - сатанинский праздник и отмечает вовсе не рождение Иисуса, а рождение языческого бога солнца в день зимнего солнцестояния 25 декабря. Давно подозревали, что Санта Клаус – злая задумка сатаны, чтобы отвлечь людей от Иисуса. Некоторые сравнивали имя «Santa Claus» с «Satan claws» (когти сатаны).

Следующая теория немного банальна, но также гласит, как и многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса был придуман рекламной службой компании "Кока-кола". Это мнение сложилось из-за того, что Санта Клаус одет в красно-белый костюм, а именно эти цвета являются фирменными цветами компании "Кока-кола", а также оттого, что в своей рекламной кампании фирма "Кока-кола" изображает Санта Клауса с бутылкой Кока-колы. Но есть более длинная и древняя история о происхождении Санты, которая противоречит этому.

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Мир Ликийский, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был простым епископом, святым Николаем Чудотворцем. Считается, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве. На Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал ассоциироваться с рождественским праздником?

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая - покровителя детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24 доллара и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Но говорили новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс". Затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус". Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper's" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей. Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц.

Ёлка на рождество

В Советские времена нас приучили к тому, что украшенная зимой елка – это атрибут Нового года.

В наше же время одни христиане считают, что эта лесная красавица – символ вечной жизни, которую нам принес Иисус Христос, другие же полагают, что елка не может быть украшением на рождественский праздник и приравнивают ее к идолопоклонству.

В средние века шли жаркие споры о том, какой породы было райское древо познания добра и зла: одни называли яблоню, другие — апельсиновое дерево, третьи — виноградный куст. В Германии считалось, что это была ель, которая со временем и превратилась для германцев в символ древа жизни. Райское древо, увешанное плодами, изображалось в священных книгах и на иконах.

Существовала легенда, возникшая в Х веке богомильская легенда о крестном древе. Согласно этой легенде, Моисей на пути в Египет посадил чудесное дерево, сплетя воедино три растения: ель, кедр и кипарис, в результате чего вода в текущем поблизости источнике стала сладкой. И тогда ангел возвестил, что посаженное Моисеем дерево станет спасением и «жизнью мира», потому что на нем распнут Христа. Пожелав сделать из этого дерева храм, Соломон срубил его, но, поскольку его древесина оказалась непригодной для строительства, срубленное дерево так и осталось лежать на прежнем месте. Впоследствии именно из него были сделаны кресты, установленные на Голгофе для распятия Христа и разбойников.

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, хотя существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева». Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum.

 О происхождении рождественского дерева существует множество легенд. Согласно одной из них, в ночь Рождества Христова все деревья в лесу расцвели и дали плоды. Возможно, именно на основе этой легенды и укоренился обычай вешать на вечнозеленое дерево яблоки, цитрусовые и другие фрукты. В некоторых местах Европы в качестве рождественского растительного символа до сих пор используется цветущее дерево: так, например, вишню содержат в особых условиях, добиваясь того, чтобы она расцветала как раз к Рождеству.

На рубеже XIX столетия на площадях немецких городов в Сочельник начали устанавливать большие еловые деревья. Их украшали блестками, мишурой, освещали свечками, лампочками или фонариками. Под ними или же на их ветвях раскладывали подарки вначале только для детей, а позже — и для остальных членов семьи. К верхушке прикреплялась Вифлеемская звезда или же геральдический ангел. Дерево (а иногда лишь одна его ветка) стояло в доме в течение всего праздничного периода. Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века.

Постепенно признали, что в новом обычае нет ничего недостойного: ведь дерево не превращалось в главный объект праздника Рождества, а было всего лишь символом Спасителя, настоящим древом жизни. Свечи представляли Того, Кто есть свет мира, а рождественские подарки считались самыми великолепными из всех даров Бога людям. Поэтому устройство елки начали рассматривать как истинно христианское дело, свершаемое в память об искупительном рождении младенца Иисуса.

Колядки

Слово «коляда» происходит от греческого кблЬндбй и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками» или «колядной дружиной» - столько названий было у колядующей молодёжи. В числе колядующих был «мехоноша», собиравший в мешок все подаяния. Это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

Относительно происхождения слова «коляда» существуют две основные версии. По одной версии, слово «коляда» представляет собой раннее заимствование из латыни, где календами, именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (кблЬндбй). Но по другой версии, слово «коляда» как-то связано с древнеславянским богом Колядой.

В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы есть козообразное существо, преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианства и язычества.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

Подготовил В.В.Чернявский

Специально для газеты "Христианский мир"

 

Карты - это зло. Почему?
Секрет молитвы