Уравновешенность…

 

Пришлось однажды мне наблюдать, как ругались два соседа по даче. Один из них постоянно проживал на даче, а другой наездами. И тот, который приезжал время от времени решил после зимы сжечь ветки, листья и траву. Тот, который проживал постоянно, негодовал, что дым от костра идёт к нему в дом, что от сильного дыма может погибнуть его собака. И один из них сильно ругался, оскорблял и угрожал вызвать пожарных и полицию. Картина была не из приятных. Уравновешенностью похвастаться не мог никто из этих соседей. Наверное, они не понимали, что ситуацию можно решить мирным путём, и более продуктивно. Ибо один кричал - потуши костёр, а другой – это мой участок, что хочу то и ворочу. Этим соседям не хватало дипломатии. 

Каждый из нас наблюдал, а возможно и сам был участником подобных конфликтов, и видел неуравновешенность людей. Пытаться, что-либо сделать криком, угрозами и оскорблениями, не дальновидно, не продуктивно и глупо. Хочется посмотреть, на то, как смотрит на разрешение конфликтов мудрый царь Соломон. У него есть несколько советов, которые помогут нам, когда вдруг вспыхнет конфликт, эмоции берут верх над разумом и желание решить всё путём силы превозмогает нашу христианскую сущность.

«Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми » - говорит Екклесиаст в 9 главе 17 стихе. Слово мудрого может быть высказано и не спокойно, но когда мудрый говорит уравновешенно, такие слова воспринимаются лучше, быстрее доходят до сердца, более эффективны и действенны. Если это обличение, наставление или замечание, высказано спокойно – они более продуктивны. Неагрессивная речь более действенна, чем крик и угрозы. Думаю, что в критической или накалённой обстановке (когда градус эмоций весьма высок), спокойные слова человека уже показывают его мудрость. Даже если посмотреть на опытных дипломатов этого мира, редко мы увидим их неуравновешенность, как правило, они спокойны и сдержанны, что часто приводит к успеху в переговорах. Если бы сосед по даче, имел мудрость спокойно поговорить и договориться, о том, чтобы дым от костра не доставлял ему неудобств, то думаю, костёр потушили сразу же после замечания.

«Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10,4). Здесь идёт уже обратная сторона медали. Если в истории с соседями по даче оба были в равном юридическом положении, то здесь идёт речь о разных статусах – начальник над тобой, а ты подчинённый ему. И тут Екклесиаст говорит ту же идею – пусть начальник ругается, пусть выкажет недовольство, пусть отчитает тебя за твой реальный проступок (или же мнимый). Ты же, имей мудрость спокойно отреагировать, не пойти за ним в плане оскорблений или крика, но имей разумение выслушать, мягко извиниться, и если ты не виноват, то в простой, спокойной, но твёрдой форме объяснить свою позицию, или попробовать оправдаться. Если ты действительно не виноват, человек тебя оскорбил, а потом поняв, что он ошибся, то, скорее всего это не ты будешь выглядеть оскорблённым, а человек будет, перед всеми слышавшими этот гнев, выглядеть глупо, позор будет ему, а не тебе. Хотя кто-то (думаю не дальновидные люди) и могут посчитать нас людьми не способными дать отпор. Но это уже не важно, ведь лучше нам остаться обиженными. Думается мне, что есть доля истины в том, что не так важно, что сказать, а главное как сказать!

И ещё один текст, который ясно показывает нам важность уравновешенности, принцип дипломатии и корень победы в конфликтах, дискуссиях и переговорах. «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Пр. 25,15). Мягкий язык переламывает кость. Если человек гневается, угрожает, неадекватно себя ведёт – всё это можно повернуть в свою сторону! Победа не в том, чтобы перекричать такого человека, а в том, чтобы человек принял твою сторону. Даже есть такая поговорка - «не спорь с глупым, потому что ты опустишься на его уровень, где он задавит тебя своим опытом». Мудрый человек, в конфликте ведёт себя спокойно, терпит пока пройдёт гнев гневающегося, а потом сумеет объяснить его не правоту и ошибки, и показать правильный путь. Всё это делает мягкий язык. Мягкий язык переламывает кости, мягкий язык умеет перетерпеть гнев и оскорбления и спокойно высказаться в адрес другого человека. Мудрые, кроткие, терпеливые, уравновешенные и дипломатичные христиане побеждают чаще, чем гневающиеся, глупые, неуравновешенные и нетерпеливые люди…

 

Синдром толпы
Подготовленные люди. 2.