Нужна ли соль в причастии?

Больше
13 года 3 мес назад #54650 от Gabriel
Специально проверил коробки с мацой.Состав мука и вода.
Есть с медом.
Соль не указана... :sick:
Спасибо сказали: Гелена, Susana

Больше
13 года 3 мес назад #54653 от Тимур

Специально проверил коробки с мацой.Состав мука и вода.
Есть с медом.
Соль не указана... :sick:

Вот что значит буква.

Больше
13 года 3 мес назад #54656 от Gabriel

Специально проверил коробки с мацой.Состав мука и вода.
Есть с медом.
Соль не указана... :sick:

Вот что значит буква.


По букве за 2000 лет ничего не изменилось.Могу сказать на сколько кусочков
разломал мацу(а не хлеб)Господь,что было на вечере,и что это обозначает.
А еще буквами Писание написано и его можно читать.
Ну,понятно о чем я? :)
Спасибо сказали: Гелена, Геннадий

Больше
13 года 3 мес назад - 13 года 3 мес назад #54662 от Тимур


Могу сказать на сколько кусочков
разломал мацу(а не хлеб)Господь,что было на вечере,и что это обозначает.

Если бы могли ,то просто бы написали это в духе кротости и любви,а не выставляли себя (свои познания о количестве и значении кусочков)на показ.

Книга 2-е Коринфянам > Глава 10 > Стих 17:
Хвалящийся хвались о Господе.

Книга 1-е Коринфянам > Глава 8 > Стих 1:
....потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
Последнее редактирование: 13 года 3 мес назад пользователем Тимур.

Больше
13 года 3 мес назад #54873 от Лёля

Т.есть ты хочешь сказать что сама себе преподавала причастие :blink: :whistle:

Лена, причастие всегда в церкви принимали по домам.

И церковь -- "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Матф.18:20)

Весь ритуал с назначением специальных верующих для изготовления причастия, для молитвы над причастием, -- это не более, чем человеческие -- правило на правило и заповедь на заповедь.

Больше
13 года 3 мес назад - 13 года 3 мес назад #54878 от Лёля

Действительно, есть разница между хлебоприношением и причастием, пора бы это уяснить раз и навсегда. Спасибо за просвещение. Я даже никогда не задумывалась об этом, а оказывается, в Библии же всё написано! Спасибо, Сужана, большое за изложение истины!

Истина всегда подвергалась и подвергается нападкам, но горе тем, кем она подвергается!

Если Вы принимаете опресноки.. То так оно и есть...
А если принимаете Христа, то Вы принимаете Плоть и Кровь Жертвы... А жертвы без соли нет...

О том, что агнца на Пасху нужно было принимать с горькими травами, а о соли нет ни слова, так о ней практически ПОЧТИ никогда не пишется, когда описывается жертвоприношение Богу. А вот горькие травы -- это было нечто необычное и новое, о чем обязательно нужно было сказать, говоря о жертвенном агнце.

Вот например: "И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе." (3Цар.3:3-5) О соли нет ни слова.

Когда человек берёт в руки причастие --то он с ним в этот момент предстаёт перед Богом -- он предстаёт с Жертвой. И принимает в Себя Христа, как жертву, чтобы стать одним целым со Христом.

Пасхальный агнец -- это тоже для Бога жертва. Ну а для людей это может быть просто кусок не особо значащего мяса.
Последнее редактирование: 13 года 3 мес назад пользователем Лёля.
Спасибо сказали: Геннадий

Больше
13 года 3 мес назад #54928 от Susana
Не надо быть "умней" Иешуа.На Пасхальном седере (трапезе) он только 2 продукта использовал для Причастия - мацу и вино.
И мы не предстаем с жертвой не мы принесли эту Жертву, а Бог- ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Единородного.
Это не наша Жертва Искупления, а Жертва, Которую приносит Сам Бог Отец.
А для нас это воспоминание, память о том Великом деле Искупления.
1 Коринфянам 11: 24-26 - взял хлеб и произнеся над ним браху (благословение) разломил его и сказал: "Это Мое тело, оно для вас. Делаете это в ВОСПОМИНАНИЕ обо Мне"; и так же чашу после трапезы, говоря: "Это чаша - Новый Договор, скрепляемый Моей Кровью; всякий раз когда вы будете пить ее, ДЕЛАЙТЕ ЭТО В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ".
Ибо всякий раз когда вы едите этот хлеб и пьете чашу, вы провозглашаете смерть Господа до тех пор, пока Он не придет.
Ни о какой соли речи нет - так что не надо додумывать и домысливать того чего нет и быть не может.
И если мы провозглашаем смерть Господа,то это для нас знак,что и наша ветхая суть и плоть тоже тоже в смерти.
Спасибо сказали: Гелена, Софья

Больше
13 года 3 мес назад - 13 года 3 мес назад #54960 от Лёля

Не надо быть "умней" Иешуа.На Пасхальном седере (трапезе) он только 2 продукта использовал для Причастия - мацу и вино.

На Пасхальной трапезе было больше, чем вино и пресный хлеб.
И такого понятия -- Причастие -- евреи и слыхом не слыхивали.

"Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту."(Иоан.13:26)
Уже как минимум была чаша, куда обмакивали куски пресного хлеба. В тексте, не написано, что каждый раз, когда кто-то отправлял кусок хлеба в рот, он обмакивал его. Это было настолько естественно для Пасхальной трапезы, что об этом и писать нужды не было. Так как в Ветхом завете не было нужды каждый раз писать о том, что жертва обязательно солилась солью при жертвоприношениии. Там где жертва -- там везде и всегда соль.

И Сусана, разве Вы никогда не были в синагоге на Пейсах?
И разве не знаете, как и что едят евреи?
И что соль на столе стоит, и пресный хлеб по закону не едят сам по себе. Всё символы... символы.. символы..

И Пасхальный агнец -- жертва.
И "...всякая жертва солью осолится." (Мар.9:49)
И не нужно быть умнее Иисуса, чтобы это отвергать.

Да и наше рождение с солью связано.
"при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита." (Иез.16:4)
Оказывается, Бог искренне считает, что человек при рождении ДОЛЖЕН быть осолен солью. А где это написано, как о том, чему должно быть? Нигде. Потому что подразумевается обыденная естественная вещь.
Последнее редактирование: 13 года 3 мес назад пользователем Лёля.

Больше
13 года 3 мес назад - 13 года 3 мес назад #54962 от Gabriel
Вечером, после зажигания праздничных свечей и вечерней молитвы, еврейская семья празднует за столом праздник Песах. Существует строгий порядок проведения этого вечера, который называется Седер Песах () - "Пасхальный порядок".

Именно благодаря пасхальному седеру, наверное, Песах стал самым известным еврейским праздником. Даже те, кто не придерживается традиции, стараются все-таки провести у себя дома Седер или пойти на Седер к знакомым.

Седер Песах состоит из 14 частей, следующих друг за другом. Он начинается с Кидуша над бокалом виноградного вина и заканчивается словами: "В следующем году - в отстроенном Иерусалиме!" - фразой тысячелетних надежд еврейского народа. Каждое из промежуточных действий, количество бокалов вина и листов мацы, расположение еды на специальном подносе - все полно глубокой символики. Весь еврейский мир, все еврейское отношение к истории и мирозданию, вся основа еврейской традиции и модель воспитания еврейских детей нашли свое выражение в том, что происходит за пасхальным столом. Мир кажется полным случайностей, но в нем существует строгий порядок (на иврите - седер), установленный Всевышним - вот что символизирует Седер Песах.

Задача Седера - помочь объяснить каждому еврею, что Исход из Египта - это не дела давно минувших дней, а нечто принципиально важное для него самого. Традиция говорит: на Седере каждый должен почувствовать себя так, будто он сам сейчас выходит из Египта.
Что нужно приготовить для Седера

Готовясь к Седеру, надо позаботиться о том, чтобы стол был достаточно большим, чтобы сидящим вокруг него не было тесно - за пасхальным столом люди сидят свободно, так как Песах - праздник свободы. Для главы дома (или того, кто ведет Седер), во главе стола ставят кресло, на которое кладут подушку.

На столе должно быть достаточное количество мацы и вина. Необходимо поставить блюдца с соленой водой, а также продукты, о которых мы будем говорить дальше.

Три предмета находятся на столе перед ведущим Седер:

- салфетка с тремя листами мацы (в некоторых домах для этого существует специальная подставка с тремя подносами);
- блюдце с соленой водой - символ слез, пролитых евреями в рабстве;
- кеара () - круглое блюдо, на котором расставлены шесть тарелок с определенными предметами.

.

Наконец, надо, чтобы у каждого из присутствующих была своя Пасхальная hагада (см. дальше). Если человек не понимает иврита, надо постараться достать издание с соответствующим переводом.



Кеара

Итак, перед ведущим Седер на специальном подносе лежат 6 тарелок (см. рисунок). Что кладут в них?

Первые два предмета - особые, так как связаны с тем, как отмечался Песах во времена Храма. Это - зроа () - обжаренная мясная (чаще всего - куриная) косточка, которая напоминает, что в Храме, как и в момент Исхода, ели пасхальную жертву - ягненка. И - марор () - горькая трава (например, салат), напоминающая не только о горечи рабства, но и о том, что пасхальную жертву, согласно тому, что сказано в Торе ("Шмот", 12:8), надо есть "...жареную на огне, с мацой и горькими травами...".

Остальные четыре предмета также связаны с символикой праздника:

- карпас () - крупный овощ (чаще всего - морковь или вареный картофель), который едят, предварительно макая в соленую воду;

- харосет () - смесь из изюма, тертых яблок, орехов, корицы и вина - по цвету и консистенции (но не по вкусу!) напоминает глину, из которой еврейские рабы делали кирпичи; в эту смесь макают марор перед тем, как съесть его;

- хазерет () - тертый горький хрен, который едят перед пасхальной трапезой, чтобы напомнить, что маца была хлебом горького рабства;

- бейца () - крутое яйцо, необходимое для начала пасхальной трапезы (см.
hагада

Весь порядок проведения пасхального Седера, а также законы и обычаи Песаха, включая подготовку к нему, процедуры бдикат хамец и биур хамец, содержатся в одной книге, которая называется hагада шель Песах () - "Повествование о Песахе", или, сокращенно - hагада. Существуют тысячи и тысячи различных изданий этой книги - в том числе с переводами практически на все языки мира, включая несколько десятков переводов на русский язык.

Откуда происходит название "hагада" ("повествование")? В Торе, сразу после уже приведенной ранее (см. "Маца") заповеди "Семь дней ешь мацу, а заквашенного хлеба не будет видно у тебя, и не будет ничего квасного в твоих владениях", написано: "[Об этом] поведай сыну своему в этот день, объясни: это в память о том, что было, когда Всевышний вывел меня из Египта". "Поведай" на иврите - ве-hигадта , вот повествование и называется "hагада" ().

От того же корня, что и слово hагада, происходит название самой большой части Седера - Магид () - "повествователь". Так же обычно называют человека, ведущего Седер, ибо его главная задача - рассказать об Исходе.

Магид занимает около половины всего текста hагады. Его задача - не просто пересказать историю Исхода, а передать его дух - так, чтобы каждый почувствовал, что это он сам сегодня выходит из Египта. Для этого надо передать основные идеи Исхода и ответить на вопросы: почему именно в этот день (и в это время) рассказывают об Исходе; почему это вообще важно, что означают предметы, которые стоят на столе?..

С точки зрения еврейского традиционного подхода к учебе, это вообще очень важно - спрашивать: ведь тот, кто не спрашивает, вряд ли получит ответ.

Поэтому и сам Магид начинается с 4-х вопросов, которые обычно задает младший сын (если за столом нет детей, в принципе это может быть любой человек, участвующий в Седере) - таким образом, и маленькие дети ощущают атмосферу Исхода.

Эти вопросы называются Ма ништана () - "чем отличается", по своей первой фразе: "Чем отличается эта ночь от других ночей?...". Маленький ребенок не задает сложных философских вопросов; он спрашивает о том, что он видит и что для него непривычно: почему в эту ночь:

- едят мацу;
- едят горькую зелень;
- обмакивают овощи в соленую воду;
- пьют, облокотясь на левую руку?
Должны ли родители отвечать ребенку? Обязаны - потому что, как мы уже говорили, сказано в Торе: "... и поведай сыну своему". Так что, объяснить сыну сущность Исхода - прямая заповедь.

Однако сыновья бывают разные. hагада говорит о четырех разных сыновьях:

- "умный" хочет знать, по каким законам и правилам проводится пасхальный Седер;
- "злодей" спрашивает: "Что это за работа такая у вас?"; он подчеркивает при этом - "у вас", будто бы говорит - "но не у меня";
- "простак" задает простые вопросы: "Что это?".
- "тот, кто не умеет спрашивать", потому что он - маленький, или стесняется говорить, или не понимает, о чем идет речь и т. д.

Ответить надо каждому из них, но - на его языке. И даже тому самому маленькому, "кто не умеет спрашивать", надо ответить. В этом случае - не дожидаясь его вопроса.
Пасхальный стол

Вторая (после Магид) большая часть Седера - Шулхан Орех (), пасхальная трапеза.

Перед ней, как и перед любой трапезой, делают омовение рук и произносят благословение, но, разумеется, на этот раз - над мацой. При этом говорят два благословения: одно - как и над хлебом, другое - на заповедь "есть мацу". Затем едят марор (после соответствующего благословения, так как есть марор - тоже заповедь) и Корех - мацу с хазерет (см. выше - "Кеара").

Традиционно начинают пасхальную трапезу с крутого яйца. Объяснение этому обычаю состоит в том, что обычные продукты от варки становятся мягче, а яйцо, наоборот, твердеет. И это напоминает характерную черту еврейского народа.

Праздничная трапеза должна быть, разумеется, "Кашер ла-Песах". Но следует позаботиться и о том, чтобы она была вкусной и разнообразной.

Есть мацу - тоже заповедь. Установлено минимальное количество мацы, которое необходимо съесть каждому человеку на Седере, чтобы эту заповедь выполнить. Это количество называется казайит () - равный объему маслины. Один лист мацы - примерно 25 грамм.

Другая обязанность каждого из участников Седера - в определенном порядке выпить 4 бокала (примерно по 83 г) виноградного вина (или виноградного сока). Надо постараться выпить каждый бокал целиком или хотя бы больше половины.

Вино пьют, облокотившись на левую руку - не выпрямившись и ни в коем случае не стоя, так как в древности стоя пили только рабы. Свободные люди пьют вино за столом, удобно расположившись.

О числе "4"

Вы, наверно, уже обратили внимание на то, что в Пасхальном Седере исключительно часто появляется число "четыре": четыре вопроса задает сын ("Ма ништана"), о четырех разных сыновьях упоминает hагада, четыре бокала вина надо выпить в течение Седера. С чем это связано?

Мы уже говорили несколько раз, что праздник Песах символизирует свободу, освобождение. Это освобождение было обещано Всевышним народу Израиля еще до Исхода, о чем говорит Тора: "... Я выведу вас из-под гнета египтян, Избавлю вас от необходимости служить им, Спасу вас[от них]... и станете Моим народом" ("Шмот", 6:6-7).

Итак, здесь обещаны 4 освобождения: освобождение от статуса раба, освобождение от физического гнета, освобождение от угрозы и духовное освобождение. В честь каждого из них евреи пьют на Седере бокал виноградного вина.

Однако за приведенной цитатой в Торе следует такая фраза: "Я приведу вас в землю, которую обещал дать Авраhаму, Ицхаку и Яакову, и дам вам ее в наследие...". Вообще говоря, эта фраза не является пророчеством об освобождении; но ведь она также говорит об изменении положения еврейского народа. Так, может быть, надо поднять и пятый бокал в честь этого обещания? Здесь мнения еврейских мудрецов разделились, о чем мы узнаем из Иерусалимского Талмуда (трактат Псахим, лист 90). Некоторые, в частности, р. Тарфон, полагают, что все пять обещаний составляют единое пророчество, и поэтому пятое обещание, хотя и не обозначает новой ступени освобождения, требует пятого бокала. Большинство же считает, что поскольку последнее пророчество - обещание, но не об освобождении, а о чудесном подарке еврейскому народу - Эрец-Исраэль, пить пятый бокал вина в честь него не надо.

Как нам уже известно, принято именно это мнение - о четырех бокалах. Однако, поскольку вопрос остался нерешенным, на стол ставят и наливают - но не пьют - символический пятый бокал. Этот бокал называется "кос Элияhу" () - "бокал [пророка] Элияhу", так как, согласно мидрашу, пророк Элияhу должен появиться перед самым приходом Машиаха и разрешить все спорные вопросы...


Окончание Седера

Мы упоминали (см. "Что следует приготовить к Седеру"), что перед магидом в начале Седера лежат три листа мацы, прикрытые специальной салфеткой. Часть из них едят в ходе трапезы ("Шулхан Орех") - со специальными благословениями, а оставшуюся часть надо съесть в конце Седера. И в этот момент обычно оказывается, что этого листа мацы нет - его "украли дети"!

Магид начинает упрашивать детей вернуть ему лист мацы - ведь без этого невозможно закончить Седер. Дети соглашаются вернуть, но ... за подарок. После некоторых переговоров подарок обещан, и последний лист - афикоман (), возвращается на стол. Разумеется, это - игра, задача которой - дать детям возможность принять активное участие в Седере, заинтересовать их до его завершения. Но в этой игре есть и глубокий смысл: чтобы завершить изгнание (которое символизирует оставшийся лист мацы), надо найти его причину и исправить ее. Поэтому эта часть Седера называется "Цафун"
() - "Спрятанное".

После того как съеден афикоман и прочитана послетрапезная молитва, больше не едят ничего до утра.

Последняя часть Седера называется Нирца () - "Желанный". Ее содержание - надежда на то, что Седер был проведен правильно, в соответствии с его законами, и только одно можно будет исправить в нем на следующий год - провести его в отстроенном Иерусалиме, после полного освобождения всего еврейского народа!

Седер закончен, но по традиции собравшиеся еще поют особые, предназначенные для этого момента песни, сохраненные еврейской традицией за многие тысячелетия празднования Песах.



После Седера

Хотя Пасхальный Седер и закончился, многие остаются сидеть еще долгие ночные часы, рассказывая друг другу об Исходе. Традиция говорит: "тот, кто больше вспоминает и рассказывает другим в эту ночь о выходе из Египта - тот больше достоин уважения".

Следует помнить, что эта ночь, как и весь 1-й день Песаха - полный праздник. В частности, на этот день распространяются все запреты на работу в праздник.

Наутро читают праздничную утреннюю молитву и Мусаф. Отличительная черта утренней молитвы - это вставка, называемая "Молитва о росе". С нее, по традиции, начинается весна еврейского года. Кроме того, в синагоге читают "Песнь песней". Эта книга ТаНаХа в поэтических выражениях повествует об уникальных отношениях между Всевышним и народом Израиля.

После этого, как и в любой праздник, дома читают Кидуш и проводят утреннюю трапезу.

Сравните с Евангелиями и откроется много интересного.

И еще.В Левите описаны 5-ть видов жертвоприношения.Господь своей жертвой
упразднил три.
Но две - зевах и минеха остались.
Это хлебное жертвоприношение и жертва благодарения с пролитием крови агнца.
[1 Кор.11:23] Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб[1 Кор.11:24] и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.[1 Кор.11:25] Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.[1 Кор.11:26] Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.[1 Кор.11:27] Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.[1 Кор.11:28] Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Аминь.
Последнее редактирование: 13 года 3 мес назад пользователем Gabriel. Причина: Поднимите текст если если получиться:)

Больше
13 года 3 мес назад - 13 года 3 мес назад #54963 от Gabriel
Вечером, после зажигания праздничных свечей и вечерней молитвы,

еврейская семья празднует за столом праздник Песах. Существует строгий

порядок проведения этого вечера, который называется Седер Песах -

"Пасхальный порядок".

Именно благодаря пасхальному седеру, наверное, Песах стал самым

известным еврейским праздником. Даже те, кто не придерживается

традиции, стараются все-таки провести у себя дома Седер или пойти на

Седер к знакомым.

Седер Песах состоит из 14 частей, следующих друг за другом. Он

начинается с Кидуша над бокалом виноградного вина и заканчивается

словами: "В следующем году - в отстроенном Иерусалиме!" - фразой

тысячелетних надежд еврейского народа. Каждое из промежуточных

действий, количество бокалов вина и листов мацы, расположение еды на

специальном подносе - все полно глубокой символики. Весь еврейский мир,

все еврейское отношение к истории и мирозданию, вся основа еврейской

традиции и модель воспитания еврейских детей нашли свое выражение в

том, что происходит за пасхальным столом. Мир кажется полным

случайностей, но в нем существует строгий порядок (на иврите - седер),

установленный Всевышним - вот что символизирует Седер Песах.

Задача Седера - помочь объяснить каждому еврею, что Исход из Египта -

это не дела давно минувших дней, а нечто принципиально важное для него

самого. Традиция говорит: на Седере каждый должен почувствовать себя

так, будто он сам сейчас выходит из Египта.

Полный порядок проведения Седера можно найти в любой пасхальной hагаде

(см. дальше); там же обычно приведены правила проведения бдикат хамец и

биур хамец. Рассмотрим несколько важных моментов Седера.

Что нужно приготовить для Седера

Готовясь к Седеру, надо позаботиться о том, чтобы стол был достаточно

большим, чтобы сидящим вокруг него не было тесно - за пасхальным столом

люди сидят свободно, так как Песах - праздник свободы. Для главы дома

(или того, кто ведет Седер), во главе стола ставят кресло, на которое

кладут подушку.

На столе должно быть достаточное количество мацы и вина. Необходимо

поставить блюдца с соленой водой, а также продукты, о которых мы будем

говорить дальше (см. "Пасхальный стол").

Три предмета находятся на столе перед ведущим Седер:

- салфетка с тремя листами мацы (в некоторых домах для этого

существует специальная подставка с тремя подносами);
- блюдце с соленой водой - символ слез, пролитых евреями в рабстве;
- кеара - круглое блюдо, на котором расставлены шесть тарелок с

определенными предметами.

О назначении этих предметов мы еще будем говорить (см. "Пасхальный

стол").

Следует также приготовить что-то специально для детей на окончание

Седера (см. "Окончание Седера").

Наконец, надо, чтобы у каждого из присутствующих была своя Пасхальная

hагада (см. дальше). Если человек не понимает иврита, надо постараться

достать издание с соответствующим переводом.
Кеара

Итак, перед ведущим Седер на специальном подносе лежат 6 тарелок (см.

рисунок). Что кладут в них?

Первые два предмета - особые, так как связаны с тем, как отмечался

Песах во времена Храма. Это - зроа () - обжаренная мясная (чаще всего -

куриная) косточка, которая напоминает, что в Храме, как и в момент

Исхода, ели пасхальную жертву - ягненка. И - марор () - горькая трава

(например, салат), напоминающая не только о горечи рабства, но и о том,

что пасхальную жертву, согласно тому, что сказано в Торе ("Шмот",

12:8), надо есть "...жареную на огне, с мацой и горькими травами...".

Остальные четыре предмета также связаны с символикой праздника:

- карпас () - крупный овощ (чаще всего - морковь или вареный

картофель), который едят, предварительно макая в соленую воду;

- харосет () - смесь из изюма, тертых яблок, орехов, корицы и вина - по

цвету и консистенции (но не по вкусу!) напоминает глину, из которой

еврейские рабы делали кирпичи; в эту смесь макают марор перед тем, как

съесть его;

- хазерет () - тертый горький хрен, который едят перед пасхальной

трапезой, чтобы напомнить, что маца была хлебом горького рабства;

- бейца () - крутое яйцо, необходимое для начала пасхальной трапезы
hагада

Весь порядок проведения пасхального Седера, а также законы и обычаи

Песаха, включая подготовку к нему, процедуры бдикат хамец и биур хамец,

содержатся в одной книге, которая называется hагада шель Песах () -

"Повествование о Песахе", или, сокращенно - hагада. Существуют тысячи и

тысячи различных изданий этой книги - в том числе с переводами

практически на все языки мира, включая несколько десятков переводов на

русский язык.

Откуда происходит название "hагада" ("повествование")? В Торе, сразу

после уже приведенной ранее (см. "Маца") заповеди "Семь дней ешь мацу,

а заквашенного хлеба не будет видно у тебя, и не будет ничего квасного

в твоих владениях", написано: "Об этом поведай сыну своему в этот

день, объясни: это в память о том, что было, когда Всевышний вывел меня

из Египта". "Поведай" на иврите - ве-hигадта , вот повествование и

называется "hагада" ().

От того же корня, что и слово hагада, происходит название самой большой

части Седера - Магид () - "повествователь". Так же обычно называют

человека, ведущего Седер, ибо его главная задача - рассказать об

Исходе.

Магид занимает около половины всего текста hагады. Его задача - не

просто пересказать историю Исхода, а передать его дух - так, чтобы

каждый почувствовал, что это он сам сегодня выходит из Египта. Для

этого надо передать основные идеи Исхода и ответить на вопросы: почему

именно в этот день (и в это время) рассказывают об Исходе; почему это

вообще важно, что означают предметы, которые стоят на столе?..

С точки зрения еврейского традиционного подхода к учебе, это вообще

очень важно - спрашивать: ведь тот, кто не спрашивает, вряд ли получит

ответ.

Поэтому и сам Магид начинается с 4-х вопросов, которые обычно задает

младший сын (если за столом нет детей, в принципе это может быть любой

человек, участвующий в Седере) - таким образом, и маленькие дети

ощущают атмосферу Исхода.

Эти вопросы называются Ма ништана () - "чем отличается", по своей

первой фразе: "Чем отличается эта ночь от других ночей?...". Маленький

ребенок не задает сложных философских вопросов; он спрашивает о том,

что он видит и что для него непривычно: почему в эту ночь:

- едят мацу;
- едят горькую зелень;
- обмакивают овощи в соленую воду;
- пьют, облокотясь на левую руку?

Два последних вопроса мы рассмотрим дальше - см. "Пасхальный стол".

Должны ли родители отвечать ребенку? Обязаны - потому что, как мы уже

говорили, сказано в Торе: "... и поведай сыну своему". Так что,

объяснить сыну сущность Исхода - прямая заповедь.

Однако сыновья бывают разные. hагада говорит о четырех разных сыновьях:

- "умный" хочет знать, по каким законам и правилам проводится

пасхальный Седер;
- "злодей" спрашивает: "Что это за работа такая у вас?"; он

подчеркивает при этом - "у вас", будто бы говорит - "но не у меня";
- "простак" задает простые вопросы: "Что это?".
- "тот, кто не умеет спрашивать", потому что он - маленький, или

стесняется говорить, или не понимает, о чем идет речь и т. д.

Ответить надо каждому из них, но - на его языке. И даже тому самому

маленькому, "кто не умеет спрашивать", надо ответить. В этом случае -

не дожидаясь его вопроса.
Пасхальный стол

Вторая (после Магид) большая часть Седера - Шулхан Орех (), пасхальная

трапеза.

Перед ней, как и перед любой трапезой, делают омовение рук и произносят

благословение, но, разумеется, на этот раз - над мацой. При этом

говорят два благословения: одно - как и над хлебом, другое - на

заповедь "есть мацу". Затем едят марор (после соответствующего

благословения, так как есть марор - тоже заповедь) и Корех - мацу с

хазерет (см. выше - "Кеара").

Традиционно начинают пасхальную трапезу с крутого яйца. Объяснение

этому обычаю состоит в том, что обычные продукты от варки становятся

мягче, а яйцо, наоборот, твердеет. И это напоминает характерную черту

еврейского народа.

Праздничная трапеза должна быть, разумеется, "Кашер ла-Песах". Но

следует позаботиться и о том, чтобы она была вкусной и разнообразной.

Есть мацу - тоже заповедь. Установлено минимальное количество мацы,

которое необходимо съесть каждому человеку на Седере, чтобы эту

заповедь выполнить. Это количество называется казайит () - равный

объему маслины. Один лист мацы - примерно 25 грамм.

Другая обязанность каждого из участников Седера - в определенном

порядке выпить 4 бокала (примерно по 83 г) виноградного вина (или

виноградного сока). Надо постараться выпить каждый бокал целиком или

хотя бы больше половины.

Вино пьют, облокотившись на левую руку - не выпрямившись и ни в коем

случае не стоя, так как в древности стоя пили только рабы. Свободные

люди пьют вино за столом, удобно расположившись.

О числе "4"

Вы, наверно, уже обратили внимание на то, что в Пасхальном Седере

исключительно часто появляется число "четыре": четыре вопроса задает

сын ("Ма ништана"), о четырех разных сыновьях упоминает hагада, четыре

бокала вина надо выпить в течение Седера. С чем это связано?

Мы уже говорили несколько раз, что праздник Песах символизирует

свободу, освобождение. Это освобождение было обещано Всевышним народу

Израиля еще до Исхода, о чем говорит Тора: "... Я выведу вас из-под

гнета египтян, Избавлю вас от необходимости служить им, Спасу васот

них... и станете Моим народом" ("Шмот", 6:6-7).

Итак, здесь обещаны 4 освобождения: освобождение от статуса раба,

освобождение от физического гнета, освобождение от угрозы и духовное

освобождение. В честь каждого из них евреи пьют на Седере бокал

виноградного вина.

Однако за приведенной цитатой в Торе следует такая фраза: "Я приведу

вас в землю, которую обещал дать Авраhаму, Ицхаку и Яакову, и дам вам

ее в наследие...". Вообще говоря, эта фраза не является пророчеством об

освобождении; но ведь она также говорит об изменении положения

еврейского народа. Так, может быть, надо поднять и пятый бокал в честь

этого обещания? Здесь мнения еврейских мудрецов разделились, о чем мы

узнаем из Иерусалимского Талмуда (трактат Псахим, лист 90). Некоторые,

в частности, р. Тарфон, полагают, что все пять обещаний составляют

единое пророчество, и поэтому пятое обещание, хотя и не обозначает

новой ступени освобождения, требует пятого бокала. Большинство же

считает, что поскольку последнее пророчество - обещание, но не об

освобождении, а о чудесном подарке еврейскому народу - Эрец-Исраэль,

пить пятый бокал вина в честь него не надо.

Как нам уже известно, принято именно это мнение - о четырех бокалах.

Однако, поскольку вопрос остался нерешенным, на стол ставят и наливают

- но не пьют - символический пятый бокал. Этот бокал называется "кос

Элияhу" () - "бокал пророка Элияhу", так как, согласно мидрашу,

пророк Элияhу должен появиться перед самым приходом Машиаха и разрешить

все спорные вопросы...
Окончание Седера

Мы упоминали (см. "Что следует приготовить к Седеру"), что перед

магидом в начале Седера лежат три листа мацы, прикрытые специальной

салфеткой. Часть из них едят в ходе трапезы ("Шулхан Орех") - со

специальными благословениями, а оставшуюся часть надо съесть в конце

Седера. И в этот момент обычно оказывается, что этого листа мацы нет -

его "украли дети"!

Магид начинает упрашивать детей вернуть ему лист мацы - ведь без этого

невозможно закончить Седер. Дети соглашаются вернуть, но ... за

подарок. После некоторых переговоров подарок обещан, и последний лист -

афикоман (), возвращается на стол. Разумеется, это - игра, задача

которой - дать детям возможность принять активное участие в Седере,

заинтересовать их до его завершения. Но в этой игре есть и глубокий

смысл: чтобы завершить изгнание (которое символизирует оставшийся лист

мацы), надо найти его причину и исправить ее. Поэтому эта часть Седера

называется "Цафун"
() - "Спрятанное".

После того как съеден афикоман и прочитана послетрапезная молитва,

больше не едят ничего до утра.

Последняя часть Седера называется Нирца () - "Желанный". Ее содержание

- надежда на то, что Седер был проведен правильно, в соответствии с его

законами, и только одно можно будет исправить в нем на следующий год -

провести его в отстроенном Иерусалиме, после полного освобождения всего

еврейского народа!

Седер закончен, но по традиции собравшиеся еще поют особые,

предназначенные для этого момента песни, сохраненные еврейской

традицией за многие тысячелетия празднования Песах.



После Седера

Хотя Пасхальный Седер и закончился, многие остаются сидеть еще долгие

ночные часы, рассказывая друг другу об Исходе. Традиция говорит: "тот,

кто больше вспоминает и рассказывает другим в эту ночь о выходе из

Египта - тот больше достоин уважения".

Следует помнить, что эта ночь, как и весь 1-й день Песаха - полный

праздник. В частности, на этот день распространяются все запреты на

работу в праздник.

Наутро читают праздничную утреннюю молитву и Мусаф. Отличительная черта

утренней молитвы - это вставка, называемая "Молитва о росе". С нее, по

традиции, начинается весна еврейского года. Кроме того, в синагоге

читают "Песнь песней". Эта книга ТаНаХа в поэтических выражениях

повествует об уникальных отношениях между Всевышним и народом Израиля.

После этого, как и в любой праздник, дома читают Кидуш и проводят

утреннюю трапезу.
Последнее редактирование: 13 года 3 мес назад пользователем Тарас.

Модераторы: Тарас