История Христианства.

Больше
12 года 3 мес назад - 12 года 3 мес назад #50958 от Тарас


(14) Реформация (часть II )

Годы отделения (1522 - 1530 г.г.):

В течение года испытаний (с мая 1521-го по март 1522-го) Меланхтон не сидел сложа руки. Его краткое сочинение о богословии реформатора Виттенберга " Loci Communes " вышло в 1521 году. Эта небольшая работа на латинском языке была первым значительным богословским трактатом о Реформации и выдержала многочисленные издания ещё при жизни её автора. Она утвердила Меланхтона как богослова лютеранского движения.

Меланхтон отвергал авторитет Римской Церкви, отцов канонического закона и схоластов. Он ставил Библию выше всех их как основной авторитет для христиан. Его небольшая книга выросла из изучения Послания Павла к Римлянам. В ней Меланхтон попытался отразить наиболее общие темы богословской науки методическим образом, для того чтобы обратить людей к Писаниям. Он отразил в ней человека, скованного грехом и лишённого возможности помочь себе. Закон, писал он, не может помочь из-за того, что его основная функция открыть грех. Бог должен начать работу спасения, которое человек получает по вере во Христа! Лютер, которыц признавал, что он является прямым и жестоким в тех вещах, где Меланхтон является гневным и мягким, полностью одобрил это сочинение как богословское выражение своих идей. Он охарактеризовал его как бессмертное. Меланхтон также положил начало германской системе обучение в школе. Он составил Аугсбургское исповедание, В течении тридцати лет мудрый учёный был другом и соратником Лютера.

Лютер тоже не сидел без дела в период своего вынужденного пребывания в Вартбургском замке с мая 1521 по март 1522 года. Используя греческий Новый Завет Эразма Роттердамского, он завершил свой перевод Нового Завета на немецкий язык менее чем за год. Целиком Библия, включая апокрифы, была переведена с оригинала на немецкий язык к 1534 году. Перевод не только дал немецкому народу Библию на его родном языке, но и утвердил норму немецкого языка. Лютер также написал сочинение " О монашеских обетах ", где призывал монахов и монахинь отречься от ложных обетов, покинуть монастыри и вступить в брак.

Лютер был действительно национальным героем, и его высоко ценили правитель и крестьянин, гуманист и рыцарь, но его политика в последующие годы отвратила от него некоторых людей, которые с готовностью пошли за ним поначалу. Когда он находился в Вартбурге, Николай Шторх и Марк Гтубнер, которых называли пророками Цвикау, появились в Виттенберге и начали проповедовать идеи, сходные с идеями анабаптистов. ( Анабаптизм - термин, производный от греческого слова, означающего "перекрещенец", используемый для обозначения радикального крыла Реформации 16 века). Они учили, что царство Бога скоро придёт на землю и что их последователям будут даны особые откровения. Они повлияли на обычно беспокойный Карлштадт. Рискуя своей жизнью, Лютер вернулся в Виттенберг в 1522 году. После восьми пламенных проповедей, в которых он указывал на авторитет Библии и необходимость постепенных изменений в Церкви, он одержал победу над пророками Цвикау. Радикальное крыло Реформации, однако, почувствовало с этого времени, что оно не может рассчитывать на помощь со стороны Лютера, и в 1533 году Лютер открыто порвал с движением анабаптистов.

К 1525 году Лютер также потерял поддержку гуманистов, таких, как Эразм Роттердамский. Прежде Эразм поддерживал требования Лютера о реформе, но отстранился от него, когда увидел, что взгляды Лютера приведут к разрыву с Римом. Он также не был согласен с тем взглядом Лютера, что человеческая воля связана и инициатива в спасении должна исходить от Бога. Эразм возвышал свободу человеческой воли в книге " Свобода воли ", которую он опубликовал в 1524 году в ответ на отвержение Лютером свободы воли.

Крестьяне отвернулись от Лютера в 1525 году, когда он осудил крестьянское восстание. Крестьяне слышали, как он низвергал авторитет Церкви и утверждал авторитет Писаний и право человека прямо обращаться к Богу за спасением. Они применили эти доводы к своим социальным и экономическим проблемам. Феодализм обусловил большое угнетение крестьян и в своих 12 статьях в 1525 году они требовали ликвидации тайных злоупотреблений, которые можно было считать противоречащими авторитету Писаний. Сначала в своём " Увещевании к миру " в апреле 1525 года Лютер призвал крестьян к спокойствию,а господ ответить на жалобы крестьянства. Когда же он осознал, что это революционное общественное движение может подорвать основание законного правительства даже в протестантских провинциях, он призвал власти в самых откровенных выражениях покончить с беспорядками в своём памфлете " Против распространения разбойничьих орд крестьянства ". Властей не нужно было долго призывать к жестоким мерам, и они уничтожили примерно сот тысяч крестьян. Южногерманские крестьяне остались в католической Церкви отчасти из-за этой явной измены Лютера.

Другие посчитали, что отказ Лютера от монашеской клятвы, когда он вступал в брак с бывшей монахиней Катериной фон Бора в 1525 году, был неоправданно резким разрывом с прошлым. Лютер, однако, всегда чувствовал, что он поступил правильно, и испытывал удовольствие от своей семейной жизни. Его шестеро детей и многочисленные студенты так заполняли его дом, что его жену Кати приходилось буквально заставлять всех накормить.

К сожалению, Лютер на смог ясно увидеть свой путь и объединить усилия с Цвингли, который возглавил Реформацию в северных кантонах Швейцарии. Лютер и Цвингли встретились осенью 1529 года. Встреча известна как Марбургская беседа, состоявшаяся в Марбургском замке Филиппа Гессы. Они согласились по четырнадцати из пятнадцати положений, но не пришли к согласию о том, каким образом Христос присутствует в элементах причащения. Цвингли утверждал, что причащение совершается в память о смерти Христа, а Лютер настаивал, что Христос истинно физически представлен в причащении, хотя вещества хлеба и вина не изменяются. Железо остаётся железом, но становится тёмно - вишнёвого цвета, когда его нагревают, точно также, утверждал он, вещество хлеба и вина не изменяется, но помимо и сверх символического наблюдается истинное физическое присутствие Христа.

События в Германии принудили Лютера развить церковную организацию и литургию, приемлемую для его последователей. На первом рейхстаге в Шпеере в 1526 году последователи Лютера из правящих кругов смогли убедить рейхстаг принять решение, что, пока не соберётся всеобщий собор, правитель каждого государства должен быть в праве следовать вере, которую он считает правильной. Принцип " cuius regio eius religio " - " чья власть - того и религия " был принят на время. Это решение и последующий быстрый рост лютеранского движения можно объяснить тем, что император Карл V старался не дать своему французскому врагу Франциску I подчинить себе Италию в течении 1520 - годов, угрозой турок с востока и отсутствием на рейхстаге многих германских князей, исповедующих католичество.

Второй рейхстаг в Шпеере в 1529 году отменил решение предыдущего рейхстага и объявил, что Римская католическая вера является единственно законной. Шесть правящих последователей Лютера и представители четырнадцати свободных городов зачитали " Протест ", и с того времени они стали известны как протестанты в кругах их противников. Таково происхождение слова ПРОТЕСТАНТ.

В 1530 состоялся рейхстаг а Аугсбурге. Меланхтон с согласия Лютера представил там Аугсбургское исповедание. Оно стало официальным символом веры лютеранской Церкви.Это было первое из нескольких символов веры, которые были созданы в период 1517 - 1648 годов, великий период развития протестантских символов веры. Ему соответствует период 325 - 451 годов, когда развивались экуменические символы веры в Церкви. Лишь семь из двадцати девяти статей являлись отказом от религиозных злоупотреблений. Оставшиеся статьи были утверждением лютеранской веры. Лютер составил Немецкую мессу и Порядок службы в 1526 году. Лютер также составил Краткий катехизис ( в переводе с греческого означает - поучение, устное наставление ) в 1529 году как полное утверждение десяти заповедей, апостольского символа веры, молитвы " Отче наш " и других составных частей богословия и литургии.

Виттенбергский факультет в 1535 году начал принимать экзамены и назначать кандидатов в служители. Лютеранское движение затем быстро разрасталось в северной Германии, несмотря на вооружённую оппозицию императора и католических князей.

Эпоха германских религиозных войн и территориальная церковная организация ( 1531 - 1555 г.г. ):

Протестантские вожди решили совместно защищаться и в начале 1531 года сформировали Шмалькальденскую лигу. Они согласились защищать веру силой оружия в случае необходимости, но император был занят войнами против турок и Франции с 1532 по 1542 год, и протестантизму не пришлось вступать в борьбу. Таким образом, лютеранство смогло одержать большие победы в северной Германии. Лютеранский порядок назначения на должности в 1535 году означал церковный разрыв с римской иерархией.

Последние годы жизни Лютера осложнились двоежёнством Филиппа Гессы ( 1504 - 1567 г.г. ), одного из его союзников, когда тот вступил в брак с Маргаритой фон дер Зале в 1540 году без формального развода с первой женой. Лютер колебался в своём отношении к этому вопросу и согласился на повторный брак, призвав к тому, чтобы он сохранялся в тайне. В 1546 году Мартин Лютер умер, оставив после себя руководителем лютеранского движения Меланхтона.

В конечном итоге император подготовился к войне с немецкими протестантами, и Шмалькальденские войны 1546 - 1552 годов вышли на арену германской истории. Борьба завершилась миром в Аугсбурге в 1555 году. Соглашение дало лютеранам равное положение с католичеством в Германии. Правитель мог выбирать религию на своей территории, но любому несогласному с ней человеку должно было предоставляться право эмигрировать. Если католический правитель обращался в протестантизм, то он должен был отказаться от своего положения. Соглашение обеспечило католичеству контроль в южной Германии, где в основном жили католики. Это был первый шаг по направлению к религиозному плюрализму.

Следует заметить, что Аугсбургский религиозный мир дал правителю власть в религиозных делах Церкви. В 1539 году курфюрстом Иоанном Фридрихом была назначена консистория в Виттенберге в качестве суда на случай наказания за нарушение веры и для регистрации развода. В течении следующего десятилетия консистория стала управляющим органом в Церкви при главенстве князя. Управляющие, которые использовались саксонскими правителями, рассылались для надзора за делами в местные церкви. Лютер верил в порядок и писал, что, хотя государство не имеет прав вмешиваться в жизнь личности в деле спасения, государству дана шпага Бога, чтобы поддерживать порядок и чтобы люди Божии могли жить в мире. Глава государства отвечал перед Богом за образ правления государством. Лютер, однако, осуждал революцию, совершавшуюся в целях свержения угнетающего правительства, на том основании, что время и внешние враги исправят такое положение. Территориальные церкви включали в себя всех крещённых людей. В них назначались управляющие, отвечавшие перед правителями за единство поклонения и за поведение пасторов.

Лютер действительно был одной из титанических фигур в Церкви, поскольку он оказал большое влияние на позднее время, а не только на свою собственную эпоху. Национальные лютеранские Церкви Германии и Скандинавских стран были результатом его работы. Этим Церквам он дал такие сочинения, как " Большой и Малый катехизисы ", " Заметки на полях ", помогавшие служителям готовиться к проповедям, систему церковного управления, которую развил в основном он, Библию на немецком языке, которая помогла унифицировать немецкий язык, и красивые и величественные гимны, такие, как " Могущественная крепость ", которые должны были петься на родном языке всем собранием. Он призывал Меланхтона создать систему начального всеобщего образования в Германии, чтобы люди могли научиться читать Библию на родном языке. Он взывал об этом и к германским городам. В посланиях к ним в 1524 и 1530 годах он писал об обязанности родителей отдавать своих детей в школы. Всеобщее обязательное начальное образование появилось благодаря его усилиям. Он также интересовался образованием в средних школах и университетским образованием.

Лютер поставил проповеди на должное место в Церкви и, таким образом, воссоздал средства духовного наставления, широко использовавшиеся в ранней Церкви. Более того, он обратил внимание людей своего времени на тот факт, что культура является не просто делом рассудка,но делом возрождения по вере во Христа. Он не отвергал индивидуализм Ренессанса, но сделал его духовным понятием, поскольку каждая индивидуальность вступала в спасительные взаимоотношения с Богом по вере в Иисуса Христа. На место авторитета Церкви он поставил авторитет Библии как непогрешимого правила веры и поведения, которое каждый верующий - священник должен использовать для руководства в делах веры и морали. Лютер не отказывался от необходимости взаимоотношений личности с другими людьми в Церкви, наоборот, он настаивал на важность объединения с ними в тело Христа.

church.yalta.ua/material/191
Вложения:
Последнее редактирование: 12 года 3 мес назад пользователем Тарас.

Больше
12 года 3 мес назад - 12 года 3 мес назад #50959 от Тарас


(15) Противники веры

В XIX веке появилось несколько влиятельных движений, которые представляли большую опасность для веры. Библейский критицизм вырос на почве индивидуалистического и гуманистического духа Ренессанса. Его рост ускорился рационализмом и индивидуализмом XVIII века, историческим мировоззрением романтизма и немецкой идеалистической философией. Интерес к материальному благосостоянию, порождённый попытками повысить жизненный уровень (что стало возможным благодаря промышленной революции), также помог отвратить рассудок людей всех классов общества от абсолютного авторитета Библии как правила веры и жизни. Биологическое учение об эволюции, применённое к Библии по принципу аналогии, делало христианство лишь продуктом системы религиозной эволюции. Отрицание авторитета Библии было логическим следствием этой точки зрения.

Критицизм.

Люди обычно следовали одному из трёх подходов к Библии.
Последний подход стал модным в XIX веке из-за влияния немецкой идеалистической философии. Когда историко-критический подход к религиозным явлениям стал сочетаться с использованием теории эволюции, то тем самым была заложена основа системы библейского критицизма.

одни относились к ней с точки зрения опыта, в котором критерием являлось применяемость истины к повседневной жизни;
другие относились к Библии как к источнику знаний;
третьи усваивали исторический подход, который делал Библию лишь этическим наставлением.

Диалог между человеком, который усвоил критический подход к Библии, и человеком, который верит в богодухновенность и единство Библии, очень труден, из-за того, что у этих людей различается совокупность основных идей. Радикальный критик Библии считает, что Библия - лишь книга, которая является объектом для методов литературного критицизма, как и любой другой литературный труд; он считает, что существует эволюция религии и что естественные объяснения библейских явлений должны стать на место сверхъестественных. Представители критицизма смотрят на Библию как на книгу, написанную людьми. Они игнорируют роль Духа Святого во вдохновлении составителей Писания.

Философские и богословские основания библейского критицизма:

1) Идеалистическая философия Иммануила Канта (1724 - 1804 г.г.) в сочетании со взглядами Шлейермахера, Гегеля, и Ритчля заложили философское основание критического подхода к Библии. Кант принял возвышение чувств Локка и упор Декарта на рассудок как ключи к познанию явлений природы, но он утверждал в своей "Критике чистого разума" (1781 г.), что человек не может познать Бога или душу, каждую из которых он характеризовал как представителей мира "вещей в себе", не познаваемых чувством или с помощью рассудка. Воспитание в духе пиетизма привело его к утверждению, что чувство моральной ответственности и совесть в человеке, которую он назвал категорический императив, должны быть отправной точкой религии. Поскольку человек обладает моральным чувством, то, утверждал Кант , существует Бог, который дал это чувство. Постулаты о душе и бессмертной жизни становятся существенно важными, если тех, кто покоряется диктату совести, следует вознаградить, поскольку часто благо не получает никакого вознаграждения в этой жизни.

Из-за того, что Кант отрицал возможность познать мир "вещей в себе", в его системе не остаётся места для исторического и объективного Откровения Бога в Библии. Для него это лишь созданная человеком книга об истории, которую нужно подвергнуть историческому критицизму, как и любую другую книгу. В системе Канта не остаётся места для Христа, Богочеловека. Человек со своей свободной волей и имманентным чувством истинного становится создателем религии, в которой он развивает моральные положения, присущие ему самому. Можно проследить логическую взаимосвязь преемственности между идеализмом Канта и современным либерализмом, который настаивает на присутствии искры Божественного в каждом из нас, необходимой нам, по мнению либералов, лишь для того, чтобы, разжигая её, достигнуть морального поведения и в конце концов бессмертия. Таким образом, Кант помог создать философские рамки как для библейского критицизма, так и для современного либерального богословия.

2) В отличие от Канта, который отправной точкой религии делал моральную природу человека, Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834 г.г.) сделал чувства, или эмоции, элементом, из которого развивается религиозный опыт. Шлейермахер получил образование в моравских школах и субъективной природой своей философии был обязан им, а также романтизму. В его книге "Христианская вера" (ок.1821 г.) религия представляется не как совокупность убеждений и обязанностей, основанных на авторитете Церкви, но как результат человеческого ощущения своей абсолютной зависимости в величественной вселенной, в которой человек является лишь небольшой частичкой. Христианство наилучшим образом придаёт человеку гармонию с Богом, по мере того как человек пассивно осознаёт свою зависимость от Бога. Религия, таким образом, становится простым субъективным восприятием Христа, Который служит Посредником для примирения человека с Абсолютом, имманентно присутствующим во вселенной.

Таким образом, человек порывает с зависимостью от исторического Откровения, от воли Бога, и должен лишь заботиться о своём чувстве зависимости от Бога во Христе, чтобы получить удовлетворительный религиозный опыт. Из-за его взгляда, что сущность религии субъективна, Шлейермахера лчень часто называют отцом современного богословия.

3) Георг Гегель (1770 - 1831 г.г.) также оказал значительное влияние как на теологию, так и на критический подход к Библии. Бог является Абсолютом, который пытался проявить себя в истории через логический процесс примирения противоречий, названных Гегелем "тезис" и "синтез". "Синтез", или примирение, создавал новую пару противоречий, которые снова сливались в новом примирении или "синтезе". Гегель, таким образом, придерживался концепции философской эволюции как способа, в котором проявляется Абсолют. Его диалектика (то есть логика) была заимствована Марксом, а его взгляд на государство как манифестацию Абсолюта был заимствован Гитлером и Муссолини, чтобы возвысить государство и диктатора, который его возглавляет.

4) Альбрехт Ритчль (1822 - 1889 г.г.) испытал влияние взглядов Шлейермахера, который считал религиозное чувство основанием для религии, однако Альбрехт настаивал, что религия является общественным осознанием зависимости. Исторический Христос из Евангелий принёс практическое Откровение о грехе и спасении в Царствии через веру. Библия является лишь отражением общественного сознания, и поэтому она должна быть подвергнута историческому исследованию тем же самым образом, что и любая другая книга. Таким образом Ритчль, как и другие философы, делал религию субъективной и открывал путь для явно критического изучения Библии. Он также способствовал появлению любви в отношении общества к религиозным проблемам.

Библейский критицизм:

Рационализм Просвещения и идеалистическая философия романтизма были, таким образом, родителями критицизма, который пытается разрушить сверхъестественную природу Библии как Откровения и который делает Библию отражением субъективной эволюции религии в человеческом сознании. Противодействие такому разрушительному критицизму не должно вести человека, изучающего Библию, к отрицанию вообще любого библейского критицизма.

Критицизм высокого уровня, или исторический и литературный критицизм, как его ещё иногда называют, введение в критицизм (которое начало ассоциироваться с вышеизложенными разрушительными взглядами) это не более чем внимательное изучение исторических оснований каждой книги Библии.

А критицизм низкого уровня, или текстуальный критицизм, - это изучение Библии в попытке установить, является ли дошедший до нас текст тем, который вышел из-под пера авторов. Критицизм низкого уровня привёл к тому, что тексту Библии была придана высшая степень точности, и мы можем быть уверены, что имеем истинный плод авторов Библии. Таким образом, ни одна доктрина или этическое учение Писаний не может подвергаться сомнению самыми радикальными критиками. К разрушению веры многих людей в Божественное Откровение, данное в Библии, привёл скорее радикальный высокий критицизм, а не низкий критицизм.

Популяризация высшего критицизма ассоциируется с французским доктором XVIII века по имени Жак Астрюк (1684 - 1766 г.г.), который в 1753 году разделил книгу Бытия на две части, поскольку обнаружил, что имя Элохим (Бог) используется в одних местах, а Иегова (Господь) - в других. На этом основании он доказывал использование в качестве источников двух разных документов.

Иоанн Эйкхорн (1752 - 1827 г.г.), который обосновал утверждение, что Библию следует читать как человеческую книгу и проверять человеческими средствами, дал этим исследованиям название "высокий критицизм". Эйкхорн обратил внимание на другие литературные характеристики, кроме использования имени Бога, которые привели его к выводу, что не только Бытие, но и всё Шестикнижие (от Бытия до Книги Иисуса Навина) составлено из разных документов.

Г. Хупфельд (1796 - 1866 г.г.) в 1853 году первым провозгласил, что Пятикнижие является работой по меньшей мере двух разных авторов, а не повествованием, составленным из многих источников Моисеем.

К. Граф (1815 - 1869 г.г.) и Ю. Велльгаузен (1844 - 1918 г.г.) создали хорошо разработанную теорию, известную как теория Графа - Велльгаузена, которая была признана высокими критиками. В соответствии с этой теорией части, в которых используется имя Иегова, составляют самый ранний документ. Другая часть (уже другого автора) известна как "E", а ещё одна часть во Второзаконии названа"D" и ещё одна часть - "P". Таким образом, отрицалось единство Пятикнижия и то, что оно составлено Моисеем. Поздние критики разделили книгу Исайи, по меньшей мере на две части и приблизили дату написания книги Даниила к периоду Маккавеев, так что она стала скорее историей, а не пророчеством и историей. Развитие учения в Библии объяснялось в духе теории эволюции. Критики делали упор на развитие идеи о Боге от примитивного Бога-бури на горе Синай к этическому монотеистическому Богу пророков. Работа библейских археологов вынудила многих критиков отказаться от своих прежних радикальных взглядов и склоняла к утверждению консервативных взглядов на Библию.

Начало высокого критицизма Нового Завета обычно ассоциируется с именем Германа Реймаруса (1694 - 1778 г.г.), который преподавал восточные языки в Гамбурге. В своих "Фрагментах" (1778 г.) он отрицал возможность библейских чудес и разрабатывал идею, будто авторы Нового Завета с их рассказами о чудесах были лишь благочестивыми мошенниками.

Готтхольд Лессинг (1729 - 1781 г.г.), который опубликовал "Фрагменты" Реймаруса, утверждал, что Писания служили человеку путеводителем по примитивной фазе его религиозного развития, но что рассудок и ответственность стали подходящим путеводителем в более совершенном состоянии Религии.

Фердинанд Баур (1792 - 1860 г.г.) в 1831 году утверждал, что в ранней Церкви сохранялся иудаизм, провозглашавший закон и Мессию. Это раннее состояние можно наблюдать в сочинениях Петра. Павел разработал ему антитезис в Посланиях Римлянам и Галатам, где делался упор на благодать, а не на закон. Ранняя вселенская Церковь II века представляет синтез взглядов Петра и Павла. Этот синтез раскрывается в Евангелии от Луки и Пасторских посланиях. Затем Баур перешёл к определению дат написания книг Нового Завета в рамках этой теории, размещая их раньше или позже в соответствии с тем, как они отражали тенденции Петра, Павла или Иоанна. Таким образом, исторические сведения открывали дорогу субъективным философским предубеждениям в установлении хронологии книг Нового Завета.

В XX веке критицизм Нового Завета успешно реализовался в трёх различных, но взаимозависимых подходах к Евангелию.

1) Критицизм источников учитывал порядок написания синоптических Евангелий (Матфея, Марка и Луки) и степень зависимости одного от другого или даже от более ранних источников. (Синоптические Евангелия - от Матфея, Марка, Луки. Этот термин (производный от греческого слова "synopsis" - краткое изложение) подчёркивает то, что эти три Евангелия содержат аналогичные "изложения" жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа).

2) В 20 - 30-х годах XX века возник критицизм формы, в попытках исследовать по материалу Евангелий, в каких формах они устно передавались в ранние годы, прежде чем были записаны. Этот подход провозгласил, что Евангелия содержат истину о Христе, которую можно найти лишь после того, как человек освободится от наслоений традиции и формы, за которыми она скрывается.

3) В самое последнее время центральное положение занял критицизм редакции. Он предполагает анализ характера и смысла тех небольших изменений, которые были предположительно внесены авторами Евангелий в свои сочинения о жизни и служении Христа.

Некоторые богословы, которые принимают критические взгляды на Новый Завет, считают, что сущность Евангелия кроется в этическом учении Христа и что Павел изменил простую этическую религию Иисуса в искупительную религию. Разрушительный высший критицизм привёл многих к отрицанию богодухновенности Библии как Откровения Бога, данного через человека, вдохновлённого Духом Святым, и к сведению до минимума или к отрицанию Божественности Христа и Его спасительной работы на голгофском Кресте. "Жизнь Иисуса" (1835 - 1836), написанная Давидом Штраусом (1808 - 1874 г.г.), сочетала все эти взгляды. Штраус отрицал чудеса и единство Нового Завета, равно как и Божественность Христа, в Котором ему виделся просто человек, считавший себя Мессией.

Германия, бывшая когда-то родиной Реформации, стала местом, где развивался критицизм. История гитлеровской Германии хорошо иллюстрирует ту степень, до которой человек может дойти, когда он отрицает Откровение Бога в Библии и заменяет Откровение рассудком и наукой как авторитетом для мысли и действия.

Материализм.

Ещё одно движение, или точка зрения, которая угрожала вере в XIX веке и угрожает её до сих пор, - это материализм. Более утончённый, возможно, чем высокий критицизм, материализм можно определить как практику современного общества, заостряющую внимание на материальных ценностях жизни. Концентрируя внимание человека на этой жизни, материализм отвергает духовные ценности вечной жизни. Изобилие, высоко поднявшее жизненный уровень, является результатом промышленной революции, которая началась в Англии с 1760 по 1830 г.г. Сила машин заменила ручной труд, и можно было дёшево производить большее количество товаров. Нигде стремление к повышению уровня жизни не было так велико, как в Америке. Вальтер Раушенбух, основатель "социального Евангелия" в Америке, и Карл Маркс заостряли внимание в своих системах на том, что, по их мнению, является первостепенным, - на материальном благополучии. Те, кто делает упор на распределении материальных благ, забывают, что человек живёт "не хлебом единым".

Креационизм (учение о сотворении мира Богом) против эволюции.

Если философский, литературный и исторический критицизм Библии разрушал веру в неё как в Откровение Бога, а материализм вызванный к жизни промышленной революцией, лишал смысла интерес к будущему, то Чарльз Дарвин (1809 - 1882 г.г.) и его последователи развили теорию, будто не существует такой вещи, как грех, или что грех является лишь пережитком животных инстинктов в человеке. Корни эволюции как философской доктрины уходят к Аристотелю, но Дарвин был первым, кто возвёл её на основание, казавшееся научным.

Дарвин некоторое время изучал медицину и богословие, прежде чем в нём развилось желание стать натуралистом. Путешествие вокруг света на судне "Бигль" с 1831 по 1836 годы убедило его, что существование различий между существующими в настоящее время животными и ископаемыми остатками на разных материках, а также остатками на островах, которые он посетил, можно объяснить лишь биологической эволюцией. В 1859 году, обнаружив, что Альфред Валлас независимо от него пришёл к сходным выводам, Дарвин опубликовал свою книгу "Происхождение видов", где указывал, что борьба за существование сохраняет постоянной численность различных видов, несмотря на тот факт, что воспроизведение происходит в геометрической прогрессии и воспроизводится намного больше животных, чем необходимо для выживания вида. В этой борьбе некоторые особи развивают характеристики, благоприятствующие выживанию через процесс приспособления и адаптации к окружающим условиям. Эти характеристики передаются по наследству через половой отбор, в котором участвуют мужские и женские особи с благоприятными признаками. Таким образом выживают лишь наиболее приспособленные.

Дарвин считал, что сходство структуры человеческого тела и животных является аргументом в пользу его теории, но забывал, что это и другие сходства могут быть свидетельствами происхождения по замыслу Творца, который придал Своим творениям сходную форму из-за единства окружающей их среды. Дарвин применил свою теорию к человеку в работе "Происхождение человека" в 1871 году и утверждал, что человек произошёл от животных.

Идея Дарвина о преемственности между человеком и животными была обобщена в формуле "происхождение с изменением", или преемственность. Этот взгляд противоречил библейской концепции особого сотворения Богом, то есть отсутствия преемственности, когда группы творений характеризуются постоянством и неизменностью. Замечая сходства между человеком и животными, Дарвин игнорировал уникальность головного мозга человека, его умение говорить, его память, его совесть, его воззрения на Бога, его душу. Он признал, что последние три явления представляют проблему его теории. До сих пор не обнаружено никаких переходных звеньев, которые бы убедительно доказали единство происхождения человека и животных, ведь фактически невозможно перекрёстное осеменение между многими группами живых организмов. В Писании сказано, что Бог дал каждой из различных групп воспроизводить себя "по роду их".

Хотя теория эволюции и отрицала прямое сотворение человека Богом, наибольший вред приносило применение этой теории к развитию религии. Бог и Библия рассматривались как продукты эволюции человеческого религиозного сознания. Библейская эсхатология (раздел богословия, рассматривающий "последние события", особенно идеи о воскресении, аде и вечной жизни), в которой совершенство должно прийти в наш мир только путём прямого вмешательства Бога через возвращение Иисуса Христа, было заменено эволюционными взглядами на мир, который неуклонно совершенствуется путём человеческих усилий. Поскольку человек не является греховным через первородный грех, не было нужды во Христе как в Спасителе.

Эволюция также использовалась для оправдания теории расового превосходства, которая, соответствовала теории Дарвина о выживании наиболее приспособленных.

Теория эволюции также использовалась для оправдания того, что не существует никаких абсолютных оснований и норм для этики. Хорошим поведением является то, которое считается приемлемым в каждом поколении общества.

Учение об эволюции использовалось и для оправдания войны, где выживают наиболее приспособленные.

Все эти выводы были получены применением биологической теории к другим сферам через совершенно неоправданное использование доказательств на основе аналогий.

Коммунизм.

Церковь в XX веке столкнулась также с враждебностью социализма. Это движение уходит корнями в материалистическую философию Карла Маркса (1818 - 1883 г.г.). От Адама Смита (1723 - 1790 г.г.) Маркс заимствовал идею о том, что лишь труд создаёт ценности. От Гегеля - его метод, а от утопических социалистов - цель их утопической теории. Он и Энгельс (1820 - 1895 г.г.) разработали основные положения в сочинении "Манифест Коммунистической партии" (1848г.). Маркса привлекла философия Гегеля, но вместо Абсолютного Существа философии Гегеля он поставил материализм. На этом основании строилась теория, что все религиозные, социальные и политические установления общества определяются способом, которым человек зарабатывает себе на жизнь. Классовая борьба ведётся из-за того, что капиталист забирает прибавочную стоимость или прибыль. Маркс утверждал, что прибыль принадлежит труду из-за того, что, как он полагал, только труд может иметь ценность. Маркс описывал прогресс в этой борьбе, применяя логику Гегеля. Капитализму он выработал свой антитезис, который разрушит его и установит бесклассовое общество временной диктатуры пролетариата, или рабочих. Ленин разработал теорию пролетарской революции, в соответствии с которой эта система могла быть претворена в жизнь, и подчёркивал, что преданная, дисциплинированная, небольшая партия коммунистов может входить в демократические организации, такие, как профсоюзы и правительство, и использовать период кризиса или войны для того, чтобы захватить власть.

Маркс и его последователи полагали, что человек должен жить "хлебом единым". Они игнорировали человеческий грех, который всегда будет возмущать их идеальный порядок. В их системе не остаётся места для Бога, для Библии и абсолютных понятий. Они настаивают, что - "религия - опиум для народа". Хотя внимание к экономическому фактору постоянно помогает в исторических исследованиях, события последнего времени показывают фундаментальное несоответствие марксизма любым формам религии. Существование христианства и Церкви не зависит ни от какой частной, этической и экономической системы, однако следует признать, что социализму в той форме, в которой он существовал в Советском Союзе было трудно прийти в соглашение с Церковью. Критицизм Библии, теория эволюции Дарвина и другие, социальные и интеллектуальные силы породили в конце XIX века религиозный либерализм. Либеральные богословы применяли эволюцию как ключ к объяснению развития религии. Они настаивали на преемственности религиозного опыта человека до такой степени, что христианская религия становилась лишь продуктом религиозной эволюции, а не Откровения от Бога через Библию и Христа. Христианский опыт почитался намного больше, чем богословие. Консервативное христианство вступило в борьбу, и движение, связанное с именем Карла Барта (1886 - 1968 г.г.), осудило различные формы либерализма и социализма.

church.yalta.ua/material/191
Вложения:
Последнее редактирование: 12 года 3 мес назад пользователем Тарас.

Больше
12 года 3 мес назад #51007 от Susana
Спасибо за тему.
Хорошо знать истоки и понимать происхождение вещей.
Спасибо сказали: Тарас, Gabriel

Больше
12 года 3 мес назад #51024 от Софья
Оказывается , чтобы дойти до чистого Слова , надо пласты двадцативековой религиозности разрыть.Один Дарвин чего стоит.

Больше
12 года 3 мес назад #51025 от Константин
Спасибо за тему,если честно посмотрел только картинки )))красивые.

Больше
12 года 3 мес назад #51204 от посланник
Мир вам Тарас.Спасибо огромное за тему,ибо некоторые думают,что я сам от себя говорю.Но вы опубликовав эту тему произвели во многих ревность по Боге, дабы они зная источники,или точнее (начатки),имея в себе полное представление о протестантизме,т е.об учении, в истинной свободе во Христе.
Спасибо сказали: Тарас

Больше
12 года 2 мес назад #52242 от Gabriel
Благослови вас Господь Тарас.
Читал и вспоминал мирскую поговорку
Все как в сказке,чем дальше,тем страшнее.
Однако лучше Слова не скажешь
[3 Езд.14:16] Сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих.[3 Езд.14:17] Еще дальше удалится истина, и приблизится ложь...
Спасибо сказали: Тарас

Больше
12 года 2 мес назад #52540 от Leonid
Мир Вам Тарас! Интересная тема. Я читал по теме христианства. Павел Рогозин " Откуда всё это появилось? Советую и братьям и сёстрам, а также всем кто ищет Бога прочесть. Ещё раз спасибо модератору за большую работу. Можно добавить только то , что Деяния глава 11 стих 24-26. в первый раз ученики стали называться Христианами.

Больше
12 года 2 мес назад #52649 от Gabriel

Мир Вам Тарас! Интересная тема. Я читал по теме христианства. Павел Рогозин " Откуда всё это появилось? Советую и братьям и сёстрам, а также всем кто ищет Бога прочесть. Ещё раз спасибо модератору за большую работу. Можно добавить только то , что Деяния глава 11 стих 24-26. в первый раз ученики стали называться Христианами.


Да,Помазанные Духом Святым - звучит не плохо,но думаю,они не только назывались,но и были ими!
Спасибо сказали: Гелена

Больше
12 года 16 час назад #58613 от nameless161
История (полная) Церкви Иисуса Христа,,
Рассказывается на основании Библии...

Модераторы: Тарас