-
Главная
-
Форум
-
Христианский форум
-
Христианские вопросы
- Православие. Плюсы и минусы
Православие. Плюсы и минусы
- Иван Шиляев
-
- Не в сети
- Premium Member
-
Меньше
Больше
- Сообщений: 83
- Спасибо получено: 58
13 года 11 мес назад #26858
от Иван Шиляев
Иван Шиляев ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
И это тоже я имею в виду. На сколько мне известно это чудо признают только православные верующие. Про арабов и грузин принемающий участие в этом мероприятии я тоже слышал. Они порой там дерутся из за этого огня.
У меня есть вопрос! Почему в этом чуде принемают участие только православные верущие?
В нём участвуют все желающие, даже Арабы-Христиане принимают участие в обряде. Или вы имеете ввиду Священство?
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад #26860
от Vardan
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Иван это чудо признают даже мусульмане. Храм находится а территории Арабской автономии и его даже Арабы охраняют.
"Территория эта строго поделена между шестью конфессиями: греко-православной, римско-католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийской".
"Территория эта строго поделена между шестью конфессиями: греко-православной, римско-католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийской".
Коптская часовня на территория Храма Гроба Господня.
- Иван Шиляев
-
- Не в сети
- Premium Member
-
Меньше
Больше
- Сообщений: 83
- Спасибо получено: 58
13 года 11 мес назад #26861
от Иван Шиляев
Иван Шиляев ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Храм и територия это понятно. Я говорю именно о благодатном огне.
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад - 13 года 11 мес назад #26863
от Vardan
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
А как можно иметь уделы и служить службы, но при этом не верить что на Пасху сходит Благодатный огонь? Привожу цитату:
"Католики не участвуют по причине непризнания Чуда Благодатного огня..
По традиции в Великую Субботу патриархи Греко-Православной и Армянской Апостольской Церквей входят в Кувуклию. Греко-Православный патриарх проходит в пещеру Гроба и молится о ниспослании огня. Патриарх Армянской Церкви остается в так называемом приделе Ангела, в его обязанности входит следить за тем, чтобы Греко-Православный патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. Затем, когда огонь загорается, Греческий Патриарх выносит горящую лампаду, от которой Армянский Патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей по количеству лет земной жизни Христа), оба священнослужителя выходят к верующим, ждущим их в Храме."
"Католики не участвуют по причине непризнания Чуда Благодатного огня..
По традиции в Великую Субботу патриархи Греко-Православной и Армянской Апостольской Церквей входят в Кувуклию. Греко-Православный патриарх проходит в пещеру Гроба и молится о ниспослании огня. Патриарх Армянской Церкви остается в так называемом приделе Ангела, в его обязанности входит следить за тем, чтобы Греко-Православный патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. Затем, когда огонь загорается, Греческий Патриарх выносит горящую лампаду, от которой Армянский Патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей по количеству лет земной жизни Христа), оба священнослужителя выходят к верующим, ждущим их в Храме."
Последнее редактирование: 13 года 11 мес назад пользователем Vardan.
- Иван Шиляев
-
- Не в сети
- Premium Member
-
Меньше
Больше
- Сообщений: 83
- Спасибо получено: 58
13 года 11 мес назад #26870
от Иван Шиляев
Иван Шиляев ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Я по моему здесь уже писал о своем отношении к этому чуду. Просто я как то обьщался с одним православным братом и он мне пытался доказать о ереси в моей конфессии. Один из аргументов был благодатный огонь о истенне именно православной веры. Я тогда просто ответил что в своей жизни я пережил на много большее чудо от Бога. Он вернул однажды меня с того света по молитве моей мамы и освободил от долгой зависимости. Чудо должно прословлять Бога, а не отдельную диноминацию. Это мое мнение. Я не могу сказать что только в реб.центре где я служу люди получают настоящее освобождение от наркотиков. Дух дышет где хочет.
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад - 13 года 11 мес назад #26872
от Vardan
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Иван, чудеса были и со мной, но я не могу сказать насколько одно больше другого. И что поделать, если Католическое Духовенство не верит и не хочет участвовать на Сошествии Благодатного огня? Но мне кажется это не помешает простым верующим-Католикам в это верить.
Споры всегда были, но это, на мой взгляд, от гордости, и я отношу Истину достоянием для всех. Глупо утверждать что Библия дана какой-то одной конфессии - мы ведь по поводу этого не спорим?
Споры всегда были, но это, на мой взгляд, от гордости, и я отношу Истину достоянием для всех. Глупо утверждать что Библия дана какой-то одной конфессии - мы ведь по поводу этого не спорим?
Последнее редактирование: 13 года 11 мес назад пользователем Vardan.
- Иван Шиляев
-
- Не в сети
- Premium Member
-
Меньше
Больше
- Сообщений: 83
- Спасибо получено: 58
13 года 11 мес назад #26882
от Иван Шиляев
Иван Шиляев ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Vardan Вы один из немногих проваславных кто относется дружественно к другим конфессиям.Споры всегда были, но это, на мой взгляд, от гордости, и я отношу Истину достоянием для всех. Глупо утверждать что Библия дана какой-то одной конфессии - мы ведь по поводу этого не спорим?
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад - 13 года 11 мес назад #26909
от Vardan
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Спасибо Иван, но у меня тоже не всегда это получается так как хотелось бы, тем более к тем кто настроен враждебно к Православию. Посмотрите как относятся наши Братья и Сёстры во Христе из других конфессий к Православию. А ведь это наши соотечественники, чего же ожидать от других? Ведь и Скандинавы-Христиане нападали на Русь, и Наполеон со своей многонациональной армией, и немцы... Не встречать же их с хлебом и солью?
Кстати о неучастии Католиков в Сошествии Благодатного огня - думается (моё личное мнение) они в это верят, просто не хотят уступать первенство другим.
Кстати о неучастии Католиков в Сошествии Благодатного огня - думается (моё личное мнение) они в это верят, просто не хотят уступать первенство другим.
Последнее редактирование: 13 года 11 мес назад пользователем Vardan.
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад - 13 года 11 мес назад #26948
от Vardan
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
"По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Вот как он описывает это событие:
«И когда наступило семь часов дня субботнего (около 12-13 часов современного времени. - Авт.), пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам. - Авт.) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения (Храм в те времена выглядел отлично от современного. - Авт.). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм войти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди пошел и встал на свое место, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место короля, созданное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями Гробницы, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные, все три (в современной Кувуклии одна. - Авт.), запечатаны были царской печатью.
Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи, и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: “Кирие, елейсон!” - что значит “Господи, помилуй!”. И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную “Господу поем”, тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.
Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.
От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».
Почти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменили израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом. Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.
В группу обязательных участников входят местные православные арабы. В Великую Субботу - минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии - с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современном Схождении Благодатного Огня.
«И когда наступило семь часов дня субботнего (около 12-13 часов современного времени. - Авт.), пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам. - Авт.) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения (Храм в те времена выглядел отлично от современного. - Авт.). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм войти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди пошел и встал на свое место, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место короля, созданное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями Гробницы, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные, все три (в современной Кувуклии одна. - Авт.), запечатаны были царской печатью.
Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи, и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: “Кирие, елейсон!” - что значит “Господи, помилуй!”. И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную “Господу поем”, тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.
Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.
От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».
Почти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменили израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом. Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.
В группу обязательных участников входят местные православные арабы. В Великую Субботу - минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии - с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современном Схождении Благодатного Огня.
Последнее редактирование: 13 года 11 мес назад пользователем Vardan.
Меньше
Больше
- Сообщений: 886
- Спасибо получено: 599
13 года 11 мес назад - 13 года 11 мес назад #27055
от Vardan
Рассказ очевидца.
Кувуклия — Малая церковь, окруженная колоннада!. В ней находится главная святыня христианства — Гроб Господень.
Справа у стены двое московских паломников — муж и жена; и они по очереди отдыхают на нём; только что произошла «смена караула»: он лёг соснуть, а она бодрствует. Мы разговорились: её муж уже третий раз встречает Благодатный Огонь, а она — второй.
— В прошлом году я была на Голгофе,— говорит собеседница,— видела как по стене катился Благодатный Огонь.
— Что значит «катился»?
— Ну такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз.
— А ещё что вы видели?
— Всполохи видела, и они словно насквозь меня пронзали. Скоро вы тоже это испытаете.
Несколько часов промелькнуло незаметно, ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались христиане со всех концов земного шара— собрались, чтобы соучаствовать в Христовом Воскресении.
Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу огонь, своими руками потрогаю его.
Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия, часовня внутри храма. Каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить; напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением.
...И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она голубоватого цвета, похожа на вспышку молнии, только ярче. Она произвела необыкновенное действие, наполнив всё моё су-
щество радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом — так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.
Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Они походили на детей: как дети просят у своих родителей печенья или мороженого, так и они просили у Отца Небесного Благодатного Огня. Еврейский народ просил в пустыне физической пищи, и небо посылало ему каждый день манну небесную; а сейчас в Великую Субботу начала двадцатого столетия люди просили не физической пищи, а духовной.
Некоторое время вспышек не было, и шум в храме стал постепенно затихать, сходя на нет,— так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль.
И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над часовней, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви. Небесные вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда — тусклее, иногда она была короткая — одно мгновение, иногда — более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой — с некоторыми интервалами, и каждая из них вызывала бурю восторга.
Вернусь к образу с молнией. Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг, иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов — это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Близкое сходство только в одном: если молнии говорят о приближении грозы, то вспышки в храме говорят о скором схожде- ^^ нии Благодатного Огня.
Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали всюду. Сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился — рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. В этот момент я понял: не имеет никакого значения, где ты находишься и какое место ты занял,— имеет значение только то, что ты чувствуешь и как ты воспринимаешь то, что вокруг тебя происходит.
Ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-разному, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами на Гробе Господнем, и Патриарх Диодор уже зажёг первые свечи.
И вот наступил миг, ради которого мы презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь,— арабский юноша стремглав пронёсся по Храму — с востока на запад, и в руках у него был дивный, завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечу, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег.
Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё — и вот уже весь Храм полыхает сияющим, ликующим заревом. Накрываю рукой большой пляшущий буйный факел — огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт: это не земной обычный огонь — это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу — это, конечно, Божия Благодать, сшедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки.
А Храм ликует, Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки — так весенний луг расцветает нежными благоухающими цветами. Радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей — отброшены все условности, кривлянья, помада — перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить.
Совершенно невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи моих братьев и сестёр. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собой загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись без участия человека (это, кстати, происходит каждый год). У тех людей, что находились рядом с Кувуклией, пучки свечей загорались с хлопками....
Vardan ответил в теме Православие. Плюсы и минусы
Рассказ очевидца.
Кувуклия — Малая церковь, окруженная колоннада!. В ней находится главная святыня христианства — Гроб Господень.
Справа у стены двое московских паломников — муж и жена; и они по очереди отдыхают на нём; только что произошла «смена караула»: он лёг соснуть, а она бодрствует. Мы разговорились: её муж уже третий раз встречает Благодатный Огонь, а она — второй.
— В прошлом году я была на Голгофе,— говорит собеседница,— видела как по стене катился Благодатный Огонь.
— Что значит «катился»?
— Ну такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз.
— А ещё что вы видели?
— Всполохи видела, и они словно насквозь меня пронзали. Скоро вы тоже это испытаете.
Несколько часов промелькнуло незаметно, ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались христиане со всех концов земного шара— собрались, чтобы соучаствовать в Христовом Воскресении.
Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу огонь, своими руками потрогаю его.
Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия, часовня внутри храма. Каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить; напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением.
...И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она голубоватого цвета, похожа на вспышку молнии, только ярче. Она произвела необыкновенное действие, наполнив всё моё су-
щество радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом — так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.
Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Они походили на детей: как дети просят у своих родителей печенья или мороженого, так и они просили у Отца Небесного Благодатного Огня. Еврейский народ просил в пустыне физической пищи, и небо посылало ему каждый день манну небесную; а сейчас в Великую Субботу начала двадцатого столетия люди просили не физической пищи, а духовной.
Некоторое время вспышек не было, и шум в храме стал постепенно затихать, сходя на нет,— так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль.
И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над часовней, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви. Небесные вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда — тусклее, иногда она была короткая — одно мгновение, иногда — более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой — с некоторыми интервалами, и каждая из них вызывала бурю восторга.
Вернусь к образу с молнией. Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг, иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов — это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Близкое сходство только в одном: если молнии говорят о приближении грозы, то вспышки в храме говорят о скором схожде- ^^ нии Благодатного Огня.
Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали всюду. Сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился — рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. В этот момент я понял: не имеет никакого значения, где ты находишься и какое место ты занял,— имеет значение только то, что ты чувствуешь и как ты воспринимаешь то, что вокруг тебя происходит.
Ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-разному, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами на Гробе Господнем, и Патриарх Диодор уже зажёг первые свечи.
И вот наступил миг, ради которого мы презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь,— арабский юноша стремглав пронёсся по Храму — с востока на запад, и в руках у него был дивный, завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечу, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег.
Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё — и вот уже весь Храм полыхает сияющим, ликующим заревом. Накрываю рукой большой пляшущий буйный факел — огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт: это не земной обычный огонь — это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу — это, конечно, Божия Благодать, сшедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки.
А Храм ликует, Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки — так весенний луг расцветает нежными благоухающими цветами. Радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей — отброшены все условности, кривлянья, помада — перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить.
Совершенно невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи моих братьев и сестёр. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собой загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись без участия человека (это, кстати, происходит каждый год). У тех людей, что находились рядом с Кувуклией, пучки свечей загорались с хлопками....
Последнее редактирование: 13 года 11 мес назад пользователем Vardan.
Модераторы: Тарас
Комментарии